№ 2-3306-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 октября 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи: Аняновой О.П. при секретаре: Красновой И.Е. с участием истицы Жигаловой Е.Г., представителей Управления образования администрации г. Белгорода Овчаровой В.Н. (по доверенности от 09.02.2011 года), Филиппенко С.К. (по доверенности от 07.07.2011 года) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жигаловой Е.Г. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И., <…> года рождения к Управлению образования администрации города Белгорода о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном детском дошкольном учреждении, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Жигалова Е.Г. является матерью И., <…> года рождения. Несовершеннолетняя И. зарегистрирована в городской базе данных для предоставления места в детском дошкольном учреждении микрорайона «<…> » с <…> г. В <…> года Жигалова Е.Г. обратилась в Управление образования администрации города Белгорода с просьбой о предоставлении ее ребенку путевки в детский сад в <…> году. <…> г. Управлением образования администрации города Белгорода Жигаловой Е.Г. дан ответ, что в настоящее время выделить место в детском саду микрорайона «<…> » для И. не предоставляется возможным по причине дефицита мест. Дело инициировано иском Жигаловой Е.Г. Заявитель, обратилась в суд с требованиями к Управлению образования администрации города Белгорода о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном детском дошкольном учреждении, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение ее прав и прав ее несовершеннолетней дочери И., <…> года рождения на своевременное обеспечение местом в детском дошкольном учреждении. Просила обязать Управление образования администрации города Белгорода предоставить ее дочери И., <…> года рождения доступ к бесплатному дошкольному образованию через места в МДОУ г. Белгорода на разумном географическом удалении от места проживания И.: № <…>, № <…> в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу. В судебном заседании Жигалова Е.Г. заявленные требования поддержала. Представители ответчика иск не признали. Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится в том числе самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом. Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Согласно ст. 31 вышеуказанного Постановления Правительства РФ количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. В соответствии с Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г., учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. В настоящее время комплектование детьми МДОУ г. Белгорода производится на основании следующих действующих документов, регламентирующих организацию предоставления общедоступного образования в г. Белгороде: - «Положение об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород», утвержденное Решением 37 сессии Совета депутатов г. Белгорода от 25.02.2011 г. № 459. Данный документ определяет условия, обеспечивающие реализацию на территории городского округа «Город Белгород» прав ребенка на образование, закрепленных в нормативных правовых актах РФ и Белгородской области, удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании, особенности организации деятельности системы дошкольного образования в муниципальном образовании, устанавливает дополнительные гарантии; - «Положение о порядке комплектования МДОУ различных видов города Белгорода», утвержденное приказом управления образование администрации города Белгорода от 21.04.2011 г. № 759. Данное положение регулирует порядок комплектования МДОУ г. Белгорода, а также организация, не являющихся муниципальными, в случае заключения с ними муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа «Город Белгород». До 05.03.2011 года действовало Положение об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород», утвержденное Решением Совета депутатов г. Белгорода от 18.07.2006 № 325, которое определяло условия, обеспечивающие реализацию на территории городского округа «Город Белгород» прав ребенка на образование, закрепленных в нормативных правовых актах органов государственной власти РФ и Белгородской области, удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании, особенности организации деятельности системы дошкольного образования в муниципальном образовании, устанавливало дополнительные гарантии. Названное Положение регулировало нормативы комплектования групп в соответствии с требованием СанПиН 2.4.1.1249-03, а также устанавливало, что комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами. В связи с принятием решения № 459 Совета депутатов города Белгорода от 25.02.2011 года вышеуказанное положение утратило силу. Ныне действующее Положения об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород» предусматривает, что комплектование ДОУ осуществляется управлением образования администрации города Белгорода с учетом места проживания ребенка в порядке очередности (п. 4.2.). Регистрация детей ведется в электронной базе данных (постановка на очередь) (п. 4.3.). При регистрации в электронной базе данных (постановке на очередь) учитывается желание граждан на получение путевки в конкретное ДОУ (при наличии в нем мест к моменту выдачи путевки) (п. 4.4.). В действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях норматив комплектования на учебный год определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91), с учетом функционирования (68 - 74%) (п. 4.6.). Комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами (п. 4.7.). В дошкольные учреждения муниципального образования направляются дети дошкольного возраста при наличии вакантного места, соответствующего возрасту ребенка, в порядке очередности (п. 4.8.). Пункт 4.9 устанавливает, что в случае невозможности предоставления места из-за отсутствия свободных мест в дошкольных учреждениях заявления граждан рассматриваются при освобождении места или комплектовании на будущий учебный год. Из объяснений представителя Управления образования администрации города Белгорода Филиппенко С.К. следует, что места в детских садах города предоставляются согласно городской очереди. Выдача путевок - направлений для детей, зарегистрированных в городской базе данных, проводится с учетом даты первичной постановки на очередь. Главным критерием распределения мест в дошкольных образовательных учреждениях является дата обращения родителей в управление образования по постановке на очередь. Родителям, чья дата обращения более поздняя или в желаемом детском саду (микрорайоне) мест нет, предлагается возможность переноса очереди на другой год или зачисление ребенка при наличии мест в ДОУ другого микрорайона, при этом сохраняется возможность при комплектовании будущего года перевести ребенка в более удобный для них детский сад. Кроме того, в городе Белгороде в 2011 году открыты частные детские сады, которые принимают детей дошкольного возраста. При посещении частного детского сада родители имеют возможность на получение субсидии. В соответствие в Постановлением администрации города Белгорода от 20.07.2011 года № 116 «О предоставлении субсидий родителям» утверждены Положения, предусматривающие предоставление субсидий родителям (законным представителям) на финансовое обеспечение получения их детьми дошкольного образования в негосударственных (частных) образовательных учреждениях, а также на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающим услугу по присмотру и уходу за детьми, не связанную с оказанием образовательных услуг. Суд учитывает, что управлением образования администрации г. Белгорода выполняется требование ст. 31 закона РФ «Об образовании» по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования. Дошкольное образование - целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта. При этом в Типовом положении «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. имеется указание о том, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. То есть эти понятия законодателем разделены. В этой связи, как следует из пояснений представителя управления образования администрации города Белгорода, И. может быть предоставлено место в группе кратковременного пребывания (до 3-х часов в день) в одном из МДОУ города, где занятия с ребенком в присутствии родителей проводят специалисты, тем самым, реализуя право ребенка на дошкольное образование. Таким образом, ребенку будет предоставлен объем обязательной части Программы, так как время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. Объем составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"). Кроме того, в детских садах созданы консультативные пункты. Из обстоятельств данного дела следует, дочь заявителя – И., <…> года на основании обращения матери зарегистрирована в городской базе данных на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении от <…> года по микрорайону «<…> ». Персональный регистрационный номер – <…>. В списках на комплектование первых младших групп на <…> г. по микрорайону «<…> ». Всего <…> человек, номер И. <…>. По состоянию на <…> г. по микрорайону «<…> » предоставлены места в МДОУ детям по очереди до номера <…> (регистрационный номер – <…>, дата регистрации в базе данных (постановка на очередь) – от <…>г.). Далее по списку выделены места в МДОУ детям льготной категории в количестве <…> человек. Таким образом, в списках на комплектование на место в муниципальном детском саду микрорайона «<…> » претендуют <…> детей. Первые младшие группы ДОУ микрорайона «<…> » по состоянию на <…> г. значительно переукомплектованы: ДОУ № <…> детей; ДОУ № <…> – <…> детей; ДОУ № <…> – <…> детей; ДОУ №<…> – группы нет. Норматив комплектования по СаНПиН – 15 детей, по решению горсовета – <…> ребенка. По итогам комплектования на <…> г. городской очереди в МДОУ г. Белгорода на микрорайон «<…> », к которому относятся заявленные в иске МДОУ № <…>, № <…>, претендуют <…> человек, в том числе <…> детей льготной категории граждан, зарегистрировавшихся ранее в городской базе данных. Поскольку, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, свободных мест в МДОУ нет, а выделение ребенку заявителя места вне очереди является нарушением прав детей, зарегистрированных в базе данных ранее И., что противоречит положениям ст. 17 Конституции РФ, не требования заявителя не могут быть удовлетворены. Ответственность государства за действия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, предусмотренная ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия), наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. Противоправность действий (бездействия), причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями в судебном заседании не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда у суда не имеется. Учитывая обстоятельства данного дела, исковые требования Жигаловой Е.Г. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И., <…> года рождения к Управлению образования администрации города Белгорода о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном детском дошкольном учреждении на разумном географическом удалении от места проживания И.: № <…>, <…> в группе полного дня, взыскании компенсации морального вреда, подлежат отклонению. Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Жигаловой Е.Г. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И., <…> года рождения к Управлению образования администрации города Белгорода о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном детском дошкольном учреждении на разумном географическом удалении от места проживания И.: № <…>, <…> в группе полного дня, взыскании компенсации морального вреда, - отклонить. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -