Решение по иску о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении



Гр. дело № 2-1130- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Медведевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцова И.В., Кравцовой П.И. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода, администрации г. Белгорода о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Кравцов И.В., <…> года рождения, ветеран, участник Великой Отечественной войны, инвалид <…> группы и его <…> Кравцова П.И., <…> года рождения, которая также является инвалидом <…> группы, имеет права на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах», с 2008 года проживают в квартире <адрес1> с семьей <…>. Эта квартира имеет три жилые комнаты, общую площадь 59, 4 кв.м., в том числе жилую - 38, 7 кв.м..

В <…> году Кравцов И.В. обратился с письменным заявлением в администрацию города Белгорода по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Кравцова И.В. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, ранее которого не могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, которые с намерением приобретения права состоять на таком учете совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Дело инициировано иском Кравцова И.В. и Кравцовой П.И. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода, администрации г. Белгорода. Они просят: признать незаконным решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; признать их нуждающимися в жилом помещении; обязать администрацию г. Белгорода произвести постановку их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований сослались на положения Федерального закона «О ветеранах», Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и те обстоятельства, что <…> года продали принадлежащий им дом в <адрес2> и переехали жить в <адрес 1> к <…>. Сделали это не ради ухудшения своих жилищных условий, а потому, что в силу возраста и состояния здоровья нуждаются в уходе, а также, в связи с тем, что дом в <адрес 2> находился в плохом состоянии. Иного места проживания не имеют, возможности купить жилье не имеют, т.к. все деньги тратятся на лечение.

В судебное заседание истцы не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца Кравцова И.В.- Светличный М.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации города Белгорода - Медведева А.О. просила в иске отказать, поскольку: истцы преднамеренно ухудшили свои жилищные условия и не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, ранее которого не могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; истица Кравцова П.И. по вопросу принятия на жилищный учет в администрацию города Белгорода не обращалась; имея льготы, предусмотренные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах», Кравцова П.И. не подлежит жилищному обеспечению в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд отклоняет заявленные требования.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления в соответствии с законом ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеран- участник Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из выписки из лицевого счета, справки о составе семьи от <…> года, выписки из домовой книги, свидетельства о государственной регистрации права от <…> года следует, что истцы проживают в принадлежащей <…> М. трехкомнатной квартире <адрес 1>, имеющей общую площадь 59, 4 кв.м. Всего в квартире проживают и зарегистрировано 5 человек: <…>.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Истцы являются членами семьи собственника жилого помещения в котором проживают, обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Принимая решение об отказе в постановке Кравцова И.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода руководствовалось ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательств суд приходит к убеждению, что администрация города Белгорода пришла к правильному выводу о том, что истцами совершены преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Так, в квартире <адрес 1> истцы проживают с <…> года. До этого они проживали в части жилого дома общей площадью 66,7 кв.м. в <адрес 2>. По договору купли-продажи от <…> года Кравцова П.И. продала часть жилого дома и земельный участок на котором он расположен за <…> руб.. Этот жилой дом, принадлежавший Кравцовой П.И. на основании постановления главы администрации <…> сельского Совета № <…> от <…> года, является общей совместной собственностью истцов, состоящих в зарегистрированном браке с <…> года. Сделка по отчуждению жилого дома совершена с согласия Кравцова И.В..

Действия по продаже дома истцы объясняют его ветхостью и нуждаемостью в постоянном постороннем уходе со стороны родных, но медицинское заключение о виде ухода, в котором нуждаются истцы, суду не представлено. Не представлено доказательств ветхости и непригодности для проживания жилого дома в с. <адрес 2> и что невозможно было получить посторонний уход по прежнему месту жительства. Согласно справке Управления социальной защиты населения администрации муниципального района <…> район от <…> года № <…> супруги Кравцовы находились на надомном обслуживании в отделе социального обслуживания населения <…> района с <…> года по <…> года.

Указанные обстоятельства, учитывая фактический отказ истцов от обмена жилого дома в <адрес 2> на жилье в <адрес 1>, в том числе путем обмена занимаемой в настоящее время квартиры на квартиру большей площади с доплатой за счет вырученных от продажи дома средств, подтверждают совершение заявителями умышленных преднамеренных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении её другим жильем.

В силу пункта 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

Кроме того, признание граждан нуждающимися в жилом помещении, не относится к компетенции суда. В администрацию города Белгорода по вопросу принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кравцова П.И. не обращалась и предусмотренные Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» документы не предоставляла.

На основании изложенного, поскольку истцы не подтвердил свое право состоять на жилищном учете до истечения установленного ст. 53 ЖК РФ срока, решение об отказе в постановке на жилищный учет принято при правильном применении норм материального права, не нарушает прав и законных интересов истцов, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 49-54 ЖК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кравцова И.В., Кравцовой П.И. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода, администрации г. Белгорода о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, признании нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -