Гражданское дело № 2-3764-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 ноября 2011 г. г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи: Сытник А.П. при секретаре: Воскобойниковой О.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скыбина П.В. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» о признании действий незаконными, возложении обязанности по установлению процента утраты профессиональной трудоспособности, у с т а н о в и л: Скыбин П.В. проходил службу в линейном пункте милиции в аэропорту г. Белгорода Линейного отдела внутренних дел в аэропорту г. Воронежа. Заключением ВВК УВД Белгородской области от <…> г. он признан ограниченно годным к военной службе. Приказом Начальника Юго-Восточного УВД на транспорте от <…> г. №<…> Скыбин П.В. уволен из органов внутренних дел с <…> г. но п.З ч.б ст. 19 Закона РФ «О милиции» - по ограниченному состоянию здоровья. С <…> г. Скыбину П.В. установлена <…> группа инвалидности, с <…> г. <…> группа инвалидности по причине военной травмы с определением второй степени ограничения способности к трудовой деятельности установлена бессрочно. С целью взыскания в установленном законом порядке сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, Скыбин П.В. обратился в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» с заявлением об освидетельствовании для определения степени утраты профессиональной трудоспособности. В удовлетворении его обращения ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» отказано со ссылкой на то, что учреждения МСЭ степень утраты профессиональной трудоспособности гражданам с причиной инвалидности «военная травма» не устанавливают. Скыбин П.В. инициировал дело иском к ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области», которым просит признать действия ФГУ «Главного бюро медико - социальной экспертизы по Белгородской области» незаконными и обязать ответчика назначить экспертизу для определения процента утраты профессиональной трудоспособности. В судебном заседании заявитель уточнил требования и просил обязать ФГУ «Главное бюро медико - социальной экспертизы» провести его освидетельствование на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности и выдать справку установленного образца. Представитель ответчика ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» в судебное заседание не явился, в представленных возражениях указал, что критерии определения процента утраты трудоспособности для бывших сотрудников МВД до настоящего времени не определены, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. Представитель третьего лица УТ МВД России по ЦФО - Беляева Г.В. (по доверенности) иск не поддержала, считает его необоснованным. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как следует из свидетельства о болезни № <…> от <…> г., заявитель <…> г. получил <…>. Ему установлен диагноз: <…> - заболевание получено в период военной службы. Согласно справке МСЭ -<…> №<…>, <…> г. Скыбину П.В. установлена <…> группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - «военная травма». В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. В силу ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. Таким образом, для определения размера сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, сотруднику органов внутренних дел необходимо определить степень утраты профессиональной трудоспособности либо утраты общей трудоспособности. Согласно Уставу ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», утвержденному приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 года №327, к компетенции Федерального бюро отнесено осуществление комплексной реабилитационно-экспертной диагностики с применением новейших технологий, результатов научных разработок с целью определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты, включая разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая медицинский, психологический, профессиональный и социальный аспекты, а также осуществляет мероприятия по комплексной медико-социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. В силу ст. 4 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1 милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. В связи с этим, возмещение вреда сотрудникам милиции осуществляется на основе действующих в РФ общих норм гражданского права. Об этом свидетельствуют и ссылки на нормы ГК в п.п. 21, 22 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденных Приказом МВД РФ от 15.10.1999 года № 805, согласно которым при назначении пенсии по инвалидности, связанной с повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности и ведущими к досрочному увольнению со службы, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма возмещения вреда, причиненного его здоровью. При этом размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со ст. 1086 ГК РФ. По вопросу освидетельствования для установления степени утраты профессиональной трудоспособности заявитель обратился в Бюро МСЭ № 11 ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области и в ответе от <…> г. № <…> ответчик ему в этом отказал, ссылаясь на то, что степень утраты профессиональной трудоспособности гражданам с причиной инвалидности «военная травма» учреждения МСЭ не устанавливают. Отказ ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести освидетельствование заявителя на предмет установления ему степени утраты профессиональной трудоспособности в связи с военной травмой суд находит необоснованным. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» определение степени утраты профессиональной трудоспособности возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении Правил установления степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Министерству труда и социального развития по согласованию с Министерством здравоохранения РФ предложено определить критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В силу п. 7 Правил установления степени профессиональной трудоспособности освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании: обращения работодателя (страхователя); обращения страховщика; по определению суда (судьи); либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при предъявлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудников органов внутренних дел, не имеется. При таких обстоятельствах доводы представителя ФГУ «Главное бюро МСЭ по Белгородской области» о том, что оснований для установления процента утраты трудоспособности не имеется, так как критерии определения степени утраты трудоспособности до настоящего времени не определены, не основаны на законе. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Требования Скыбина П.В. признать обоснованными. Обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести освидетельствование Скыбина П.В. на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы и выдать справку установленного образца. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья