Гр. дело № 2-1081-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 мая 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи- Зюзюкина А.Н., при секретаре- Медведевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сунденко А.Г., Сунденко Т.В., Сунденко С.А., Сунденко Н.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С.Д.С., С.А.С., С.В.С., к администрации г. Белгорода о заключении договора социального найма жилого помещения, у с т а н о в и л: Сунденко А.Г. является ветераном военной службы, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Составом семьи 7 человек <…>истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Белгорода с <…>года в списке граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилой площади или улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 6 ст. 15 действовавшего на момент увольнения Сунденко А.Г. с военной службы Закона РФ от 22.01.93 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Данная норма (с незначительными изменениями) сохранилась и в Федеральном законе от 27.05.98 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 14 ст. 15). Жилое помещение для постоянного проживания Сунденко А.Г. и членам его семьи в установленный законом трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства не выделено. Сунденко А.Г. и члены его семьи проживают и зарегистрированы по месту жительства в квартире <адрес>, имеющей общую площадь <…> кв.м., представленной Сунденко А.Г. на состав семьи в маневренном жилом фонде для временного проживания согласно ордеру от <…> года № <…>. С <…> года Сунденко А.Г. обращается в администрацию города Белгорода по вопросу передачи ему и членам его семьи указанной выше квартиры в бессрочное пользование, по договору социального найма, в чем ему отказывают по мотивам отнесения квартиры к муниципальному специализированному жилищному фонду и по тем основаниям, что по договору социального найма Сунденко А.Г. и членам его семьи может быть предоставлено жилой помещение, находящееся в федеральной собственности или переданные в установленном порядке из федеральной собственности в муниципальную. Дело инициировано иском Сунденко А.Г., Сунденко Т.В., Сунденко С.А., Сунденко Н.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Д., А. и В.. Истцы просят признать незаконным отказ администрации города Белгорода о праве пользования квартирой <адрес> на условиях социального найма, признать за ними право пользования этой квартирой по договору социального найма и обязать администрацию города Белгорода заключить с ними договор социального найма указанной квартиры. В обоснование заявленных требований истцы сослались на те обстоятельства, что длительное время пользуются квартирой на условиях социального найма, в отношении квартиры не выполнены требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 о государственной регистрации квартиры в качестве специализированного жилья, с ними договор найма жилого помещения в маневренном фонде не заключен. В судебном заседании истец Сунденко А.Г. и его представитель Мудрик К.Г., истицы Сунденко Т.В. и Сунденко Н.М. исковые требования поддержали. Истец Сунденко С.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие и в судебное заседание не явился. Представитель ответчика администрации города Белгорода - Медведева А.О. иск не признала. Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд отклоняет исковые требования. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых актах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). С учетом требований международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Аналогичное положение закреплено в ч. 4 ст. 3 ЖК РФ: никто не может быть выселен из жилища (занимаемого жилого помещения) или ограничен в праве пользования жилищем (жилым помещением) иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным кодексом, другими федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Спорная квартира относится к муниципальному жилищному фонду, что не оспаривалось сторонами. Как указано в статье 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Ответчиком приведены убедительные доводы отсутствия обязанности по обеспечению Сунденко А.Г. и членов его семьи жилым помещением муниципального жилищного фонда по договору социального найма и отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, что исключает удовлетворение заявленных требований. Спорная квартира была предоставлена Сунденко А.Г., на состав семьи 4 человека <…> в маневренном жилом фонде для временного проживания до подхода очередности на получение постоянного жилья постановлением главы администрации города Белгорода от 22.12.1999 г. № 2053 «О предоставлении жилой площади гражданам уволенным из ВС в запас или отставку» во исполнение п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.93 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих». На занятие квартиры Сунденко А.Г. <…>года выдан служебный ордер № <…>. Непосредственно в ордере указано, что жилое помещение (двухкомнатная квартира № <адрес>) находится в маневренном жилом фонде для временного проживания лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку. В силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавший в момент предоставления жилья, ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, в связи с чем, доводы истцов о том, что с ним не заключен договор найма специализированного жилого помещения являются неубедительными. При получении ордера на спорное жилое помещение Сунденко А.Г. знал о специализированном статусе спорного жилого помещения, и что оно предоставляется ему для временного проживания, и он продолжает состоять на очереди по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку до момента предоставления жилья для постоянного проживания. Постановлением главы администрации г. Белгорода от 02.04.1999 года № 460 было утверждено «Положение о ведении учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилой площади для временного проживания и предоставлении им жилых помещений в переселенческом и маневренном жилом фонде». В п. 1.1. Положения предусмотрено, что жилые помещения для временного проживания граждан, уволенных с военной службы, имеют статус маневренного и переселенческого фонда, являются муниципальной собственностью и подлежат освобождению при получении гражданином постоянного жилья. Кроме того, п. 2.4. вышеназванного Постановления было установлено, что жилые помещения для временного проживания предоставляются военнослужащим на срок до получения постоянного жилья в соответствии с установленной очередностью и подлежат обязательной сдаче администрации г. Белгорода. Пунктом 3.1. данного Постановления предусматривалось, что ордер на жилое помещение в маневренном или переселенческом жилом фонде, предназначенном для временного проживания, выдается гражданину, уволенному с военной службы, по форме, установленной для служебных помещений, и является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Не убедительны остальные доводы истцов относительно несоблюдения порядка отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, тем более что несоблюдение такого порядка не влечет заключение договора социального найма жилого помещения. Статья 92 ЖК РФ определяет, что жилые помещения маневренного фонда относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду, определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42. Отсутствие решения органа, осуществляющего управление жилищным фондом, о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд, не является признаком того, что занимаемое истцами помещение не обладает особым правовым режимом жилого помещения маневренного фонда. Нет и решения об исключении спорного жилого помещения из указанного фонда, в связи с введением в действие ЖК РФ. Срок принятия таких решений Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 не определен. Статья 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г. № 4218-1 предусматривала понятие жилищного фонда и перечисляла жилые помещения, находящиеся в специализированных домах. Данный перечень специализированных жилых помещений не является исчерпывающим. В этой связи решение о придании спорному жилому помещению специализированного статуса не противоречило законодательству, действующему в момент его принятия. В силу п. 3 ст. 92 ЖК РФ занимаемая истцами квартира не подлежит передаче в бессрочное пользование по договору социального найма, а доводы истцов о фактическом пользовании квартирой на условиях договора социального найма не соответствуют действительности, т.к. имеет место временное пользование жильем до получения постоянного жилья в порядке, предусмотренном законодательством об обеспечении жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. Закон РФ № 4338-1 от 22.01.1993 г. «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п. 2 ст. 15 которого было также предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также средства, выделяемые для этих целей Правительством Российской Федерации и органами военного управления, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ была произведена замена льгот военнослужащих на денежные компенсации. Новая редакция ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» предусматривала, что обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Таким образом, вопрос обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, всегда являлся расходным обязательством органов государственной власти РФ. До вступления в законную силу Федерального закона от 08.12.2010 года № 342-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялось за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сунденко А.Г. на основании поданного им заявления является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и ему на состав семьи 7 человек <…> года был выдан Государственный жилищный сертификат для приобретения жилья на сумму <…> руб. сроком действия до <…> года. Перед получением сертификата Сунденко А.Г. и совершеннолетние члены его семьи дали согласие на исключение из очереди на улучшение жилищных условий после приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты. В соответствии с подпунктом «ж» п. 44, п. 45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 Сунденко А.Г. и членами его семьи <…> года было дано обязательство о сдаче спорного жилого помещения - квартиры <адрес>. Этим же заявлением Сунденко А.Г. обязался не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а, следовательно, в иске следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Сунденко А.Г., Сунденко Т.В., Сунденко С.А., Сунденко Н.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С.Д.С., С.А.С., С.В.С., к администрации г. Белгорода о признании незаконным отказа признать право пользования квартирой на условиях социального найма, о признании права пользования квартирой, расположенной <адрес> на условиях социального найма и о возложении обязанности заключить договор социального найма, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -