Решение по иску о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений



Гр.дело № 2-1447- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Древаль А.Н.,

с участием:

истца Уманского А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уманского А.М. к администрации г. Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений,

у с т а н о в и л:

Уманский А.М., <…> года рождения, инвалид <…> группы, инвалид <…>, проживая с <…> У.Л.И. и <…> С.В.И. в собственной однокомнатной квартире <адрес1 >, общей площадью 33, 4 кв.м., в том числе жилой - 17, 3 кв.м., <…> года обратился в администрацию города Белгорода по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Уманского А.М. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

В исковом заявлении к администрации города Белгорода Уманский А.М. просит признать за ним право состоять на жилищном учете в городе Белгороде и обязать администрацию города Белгорода поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В обоснование заявленных требований сослался на то, что не совершал преднамеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, а <…> вселил и прописал на свою жилую площадь в связи с получением от него необходимого ухода.

В судебном заседании Уманский А.М. исковые требования поддержал.

Администрация города Белгорода участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила. В возражениях на иск ответчик сослался на те обстоятельства, что истец с <…> до 2009 года проживал в комнате <адрес 2>, общей площадью 33, 4 кв.м., и был обеспечен нормой жилого помещения на одного человека более 15 кв.м.. <…> года Уманский А.М. приобрел квартиру <адрес 1>, произвел регистрацию в данной квартире своего <…>. В результате продажи дома и покупки однокомнатной квартиры <адрес 1> жилищные условия истца ухудшились. Т.к. в материалах его учетного дела отсутствуют сведения о вынужденном характере совершения таких действий и документально не подтверждено, что внук назначен лицом, осуществляющим постоянный уход за истцом, ответчик считает, что Уманский А.М. искусственно ухудшил свои жилищные условия.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалид Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Уманский А.М. является собственником квартиры <адрес 1>, общей площадью 33, 4 кв.м., в том числе жилой- 17, 3 кв.м., что подтверждается имеющейся в его учетном деле выпиской из ЕГРП от <…>года.

Как следует из представленных им на рассмотрение жилищной комиссии акта проверки жилищных условий от <…> года, выписки из лицевого счета от <…> года, выписки из домовой книги от <…> года и справки о составе семьи от <…> года, в этой квартире проживают и зарегистрированы: сам истец, его <…> - У.Л.И. и с <…> года <…> С. В.И..

Иной жилой площади Уманский А.М. и члены его семьи в собственности или на условиях социального найма не имеют.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В заявлении о принятии на учет Уманский А.М. не указал мотивы вселения и регистрации на принадлежащей ему жилой площади <…>, не приложил к заявлению документы, с достоверностью подтверждающие его нуждаемость в постоянном постороннем уходе.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По представленным на рассмотрение жилищной комиссии заявлению и приложенным к нему документам следует, что заявитель совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, приведших к состоянию, требующему в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее жильем.

При таких обстоятельствах формально решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода об отказе в удовлетворении просьбы Уманского А.М. о постановке на жилищный учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, является правильным.

Не оспаривая законность этого решения, истец настоящим исковым заявлением ставит вопрос принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, раскрывая мотивы вселения и регистрации на принадлежащей ему жилой площади <…> - нуждаемость в постоянном постороннем уходе, который получает от <…>.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к убеждению, что истцом не совершались преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Уманский А.М. по причине <…>, полученной при защите СССР, является инвалидом <…> группы. Из медицинского заключения МУЗ «Городская поликлиника № <…> усматривается, что истец в силу преклонного возраста и состояния здоровья (наличия ряда тяжелых заболеваний) нуждается в постоянном постороннем уходе.

По сообщению Управления Пенсионного фонда (ГУ) в г. Белгороде от <…> года Уманский А.М. является получателем компенсационной выплаты на уход в соответствии с Указом Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами № 1455 от 26.12.2006 года. Ухаживающим лицом является С.В.И..

На основании дополнительно предоставленных и исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит выводу о том, что Уманский А.М. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

р е ш и л:

Иск Уманского А.М. к администрации г. Белгорода о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, признать обоснованным.

Признать за Уманским А.М. право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в г. Белгороде.

Обязать администрацию города Белгорода принять Уманского А.М. на учет нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -