Решение по иску о возложении обязанности принять на учет нуждеющихся в жилом помещении



№ 2-4011/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

Председательствующего судьи: Литвиновой А.М.

При секретаре: Денисенко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмовой Т.С. к администрации г. Белгорода о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Храмова Т.С., <...> года рождения, инвалид <...> группы, участник Великой Отечественной войны, имеющая права на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», проживает в двухкомнатной квартире № <...>, общей площадью <...> кв.м, в том числе жилой площадью <...> кв.м по договору поднайма жилого помещения от 01.08.2011 г. в доме <адрес>, принадлежащей П. (племяннику истицы) на праве собственности по договору дарения от <...> г.

11.02.2010 года истица обратилась в администрацию города Белгорода с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях от 26.02.2010 г. в постановке на учет Храмовой Т.С. отказано. На неоднократные дальнейшие обращения в постановке на учет по имеющейся льготе также отказано.

Дело инициировано исковым заявлением Храмовой Т.С., которая просит обязать администрацию города Белгорода принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как участника Великой Отечественной войны, ссылаясь на наличие для этого достаточных оснований.

В судебное заседание Храмова Т.С. не явилась, её представитель Солодилов И.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Чуканова М.В. полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на положения ст. 54 ЖК РФ и факт регистрации в жилом помещении, принадлежащем ее племяннику, размер которого выше учетной нормы.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки инвалидов войны установлены ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Храмова Т.С. является участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии М № <...> от <...> г., справкой Свердловского районного военного комиссариата № <...> от <...> г., справкой Центрального архива МО СССР, является инвалидом <...> группы по общему заболеванию.

Согласно ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для участников ВОВ, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участник Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Храмова Т.С. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается справкой БТИ № Т-40 от 15.01.2010 г., сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 18.01.2010 г., а проживает в квартире <адрес> по договору поднайма жилого помещения от 01.08.2011 г.

Как следует из выписки из домовой книги от 13.02.2010 года Храмова Т.С. зарегистрирована и проживает в вышеуказанной квартире с 10.08.1988 г.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

<...> г. Храмова Т.С. по договору дарения безвозмездно передала квартиру <адрес> племяннику П.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к убеждению, что истицей не совершались преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Доказательств, подтверждающих обеспеченность истицы жилым помещением выше учетной нормы, представителем ответчика в суд не представлено, хотя такая обязанность в силу ст. 56 ГПК РФ лежит на нем.

Из справки № 132 от 03.03.2010 г. в отношении Храмовой Т.С., свидетельских показаний в суде П., С. (сиделка) усматривается, что истица в силу преклонного возраста и состояния здоровья (наличия ряда тяжелых заболеваний) нуждается в постоянном постороннем уходе, включая обычный гигиенический уход, т.к. ограничена в передвижении и самообслуживании. Свидетели указали, что истица и ее племянник не являются членами одной семьи, совместное хозяйство, бюджет не ведется. Помощь сиделки оплачивается истицей самостоятельно, равно как и оплата коммунальных платежей согласно условиям представленного суду договора поднайма жилого помещения.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 8 февраля 2007 года N 323-О-П и др.).

Суд приходит выводу о том, что Храмова Т.С. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Храмовой Т.С. к администрации г. Белгорода о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении – признать обоснованным.

Обязать администрацию города Белгорода принять Храмову Т.С., <...> года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготе участника Великой Отечественной войны, ставшей инвалидом <...> группы вследствие общего заболевания.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -