Решение по иску о возложении обязанности обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения; о возложении обязанности произвести закупку внешнего ограждения и обеспечить его надлежащий монтаж и установку



Гр. дело № 2-3427/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» ноября 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Аняновой О.П.

при секретаре: Красновой И.Е.

с участием представителя истца прокурора города Белгорода Рыбниковой Н.С., Овчаровой В.Н., представляющей интересы ответчика Управления образования администрации города Белгорода, ответчика администрации города Белгорода, 3-го лица МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» и 3-го лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Белгорода»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода о возложении обязанности обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Белгорода», к Управлению образования администрации города Белгорода о возложении обязанности произвести закупку и обеспечить надлежащий монтаж и установку внешнего ограждения вокруг МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Белгорода»,

УСТАНОВИЛ:

В <…> года прокуратурой города Белгорода проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода и готовности школ к новому <…> учебному году, в ходе, которой установлено, что в нарушение Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области, утвержденных Постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года № 94, территория МОУ Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Белгорода недостаточно оборудована средствами технической укрепленности, в том числе, отсутствует внешнее ограждение, что не исключает нахождение на территории образовательного учреждения неустановленных лиц.

Территория МОУ СОШ № 24 г. Белгорода является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан.

Дело инициировано иском прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц, в котором заявитель просит: обязать администрацию города Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода. Обязать Управление образования администрации города Белгорода произвести закупку и организовать надлежащий монтаж, установку внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала. Указала, что во внесудебном порядке представление ответчикам не выносилось, поскольку, выбор формы прокурорского реагирования является прерогативой прокурора.

Представитель администрации города Белгорода, Управления образования администрации города Белгорода Овчарова В.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований. При этом не оспаривала отсутствие внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода. В обоснование указывает на отсутствие денежных средств для установки данного ограждения, так же указывает на то, что был, разработал план восстановления и устройства внешнего ограждения общеобразовательных учреждений на <…> г., однако в связи с отсутствием возможности в финансировании, указанный план не был утвержден главой администрации города Белгорода. Совместно с другими структурными подразделениями администрации города Белгорода создана рабочая группа, которая осуществила объезд образовательных учреждений, в которых требуется выполнить ремонт и устройство ограждений, определен объем необходимых работ, разработаны проекты благоустройства территорий школ и сметные расчеты на устройство ограждения. При формировании титульного списка и проекта бюджета городского округа «город Белгород» на очередной финансовый год, будет планироваться включение необходимых расходных обязательств на восстановление и устройство внешнего ограждения общеобразовательных учреждений г. Белгорода. Овчарова В.Н., также представляющая интересы МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений»; МОУ СОШ № 24 г. Белгорода от имени доверителей против иска возражала, также по основаниям вышеизложенным, указав, что в настоящее время ведется усиленная работа по исполнению Постановления губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года № 94.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

В целях предупреждения правонарушений в сфере сохранности имущества предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, 12.10.2009 г. губернатором Белгородской области издано постановление № 94 «Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области».

Настоящие Правила устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализации объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них; распространяются на все объекты предприятий, учреждений и организаций, расположенные на территории Белгородской области, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно п. 1 раздела 2 Правил внешнее ограждение устанавливается на объектах (определяется обследованием), требующих по условиям эксплуатации, техники безопасности и охраны ограждающих конструкций. Внешнее ограждение по периметру территории объекта должно препятствовать проходу лиц (животных) и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт, и выполнять функции антитеррористической защиты объекта. Ограждение периметра, отдельных участков территории подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное.

В соответствии с п. 2,3 раздела 2 Правил основное внешнее ограждение территории объектов должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.

Как установлено судом и подтверждается представленным Уставом, утвержденным 14.10.2010 года, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г. Белгорода имени Героя Советского Союза И.П. Крамчанинова в соответствии с государственным статусом реализует общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Тот факт, что вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода отсутствует внешнее ограждение в ходе рассмотрения настоящего дела, не оспаривался, что также подтверждается планом действий по выполнению поручения главы администрации города по вопросу благоустройства территорий образовательных учреждений города за 2009 год, информацией о выполнении протокола поручений, данных главой администрации города Белгорода по итогам заседания Совета безопасности от 07 августа 2009 года.

Отсутствие ограждения территории образовательного учреждения является недопустимым, поскольку не обеспечивает надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта и может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся образовательного учреждения.

Стороной ответчиков не предоставлено доказательств совершения конкретных действий, направленных на устройство внешнего ограждения МОУ СОШ № 24 г. Белгорода.

В соответствии с пунктами 1.7.- 1.9. Устава, МОУ СОШ № 24 г.Белгорода является муниципальным учреждением, некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета. Учредителем учреждения является администрация г. Белгорода в лице Управления образования администрации города.

Пунктом 1.12. Устава предусмотрено, что имущество Учреждения находится в муниципальной собственности города Белгорода.

В соответствии с подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Положениями п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подп. 1 пункта 1 ст. 14, подп. 1 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с Положением «Об Управлении образования администрации города Белгорода», утвержденным решением Совета депутатов города Белгорода от 18 июля 2006 года № 324, последнее является отраслевым (функциональным) органом администрации города Белгорода и входит в структуру департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. Управление в пределах предоставленных ему полномочий и прав обеспечивает проведение единой государственной образовательной политики на территории города Белгорода.

Одной из основных задач Управления является обеспечение условий для стабильного развития и функционирования системы образовательных учреждений города (пункт 2.4.).

Положениями п. п. 4.4., 4.5. предусмотрено, что Управление выступает в качестве муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В установленном порядке осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по подведомственным получателям.

Отсутствие финансирования для установления ограждения вокруг школы не может служить основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей по установлению внешнего ограждения вокруг школы, поскольку в соответствии со ст. ст. 2, 17, 18, 20, 37, 38, 41, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы в РФ являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства и им гарантируется.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Детство находится под защитой государства.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст.ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.89 и подписанной от имени СССР 26.01.90, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.90 во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. В частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона РФ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Учитывая, что территория МОУ СОШ № 24 г. Белгорода является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан, выявленные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми, следовательно, требования прокурора города Белгорода подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода о возложении обязанности обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода, к Управлению образования администрации города Белгорода о возложении обязанности произвести закупку и организовать надлежащий монтаж и установку внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода, признать обоснованным.

Обязать администрацию города Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода.

Обязать Управление образования администрации города Белгорода произвести закупку и организовать надлежащий монтаж, установку внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 24 г. Белгорода.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья