Гр. дело № 2-555- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 марта 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре Титовой О.И., с участием истицы Степановой Л.Ф., представителя истицы Степановой Л.Ф.- Иваниной В.Г. (доверенность от 09.03.2011 года), представителя ответчика МУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода Лебеденко Ж.Л. (доверенность от 11.01.2011 года), представителя третьего лица Управления социальной защиты населения Белгородской области Подольской И.В. (доверенность от 11.01.2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Л.Ф. к МУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода, с участием третьего лица Управления социальной защиты населения Белгородской области, о пересчете выплат в счет возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности, у с т а н о в и л: Решением Свердловского районного суда города Белгорода от <…> года установлен факт пребывания Степановой Л.Ф. при исполнении трудовых обязанностей в зоне отчуждения в результате аварии на Чернобыльской АЭС и она признана участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.. <…> года <…>межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смертности у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, выдано решение экспертного совета № <…> о том, что заболевание Степановой Л.Ф. <…> и <…> группа инвалидности связаны с сочетанным воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. За возмещением вреда здоровью, в связи с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, Степанова Л.Ф. обратилась <…> года. В связи с инвалидностью и в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство возмещает Степановой Л.Ф. вред здоровью путем выплаты ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, который ежегодно повышается с учетом индексации. В <…>года Степанова Л.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением, которым просила произвести расчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исходя из заработка за последние 12 месяцев перед установлением инвалидности и просила признать за ней право на получение ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровья, с <…> года. В обоснование требований сослалась на те обстоятельства, что <…> года ею подготовлены медицинские документы и направлены в <…> межведомственный экспертный совет для установления причинной связи заболевания с работой на Чернобыльской АЭС. Долгое время ответа не поступало. По ее ходатайству общественная организация <…> <…> года обратилась с просьбой в <…> МЭС об ускорении рассмотрения дела об установлении ей причинной связи заболевания. Причинная связь заболевания и инвалидности с выполнением работ при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС установлена решением <…> межведомственного экспертного совета от <…> года. Документы на рассмотрении <…> о МЭС находились 10 месяцев, в чем усматривает их вину и не соответствие сроков рассмотрения документов, установленных законом. Вредные последствия облучения для ее здоровья - <…> наступили в <…> года. По этому диагнозу <…> МЭС установила причинную связь инвалидности с работой на Чернобыльской АЭС. Согласно разъяснений Верховного Суда РФ в случае, если по конкретному заболеванию уполномоченным органом вынесено решение о его причинной связи с радиационным воздействием и такое заболевание констатировано у гражданина ранее, считается, что юридические последствия причинной связи распространяются с момента, когда выявлено такое заболевание впервые. Следовательно, причинная связь заболевания, а также право на получение возмещения вреда у нее наступило ранее <…> года, с учетом даты отправки документов в <…> межведомственный экспертный совет <…>, сроков, установленных п. 19 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.1996 года № 965, Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 года № 160, - 01.06.2000 года. Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда от <…> года Степановой Л.Ф. отказано в удовлетворении иска. На основании норм материального права суд пришел к выводу, что датой установления истице причинной связи между заболеванием и инвалидностью с воздействием радиации при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС считается день поступления в учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы документов, в том числе заключения <…> межведомственного экспертного совета, а не дата, исчисляемая с момента получения <…> межведомственным экспертным советом медицинских документов заявительницы. В <…> года Степанова Л.Ф. обратилась с новым исковым заявлением, которым просит: признать за ней право на ежемесячное возмещение вреда с <…> года; обязать МУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода назначить ей с <…> года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере <…> руб. с последующей индексацией согласно действующего законодательства, и включить ее в Реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме; взыскать с МУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода за счет средств федерального бюджета в свою пользу единовременно задолженность по выплатам денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с <…> года по <…> года в размере <…> руб.. В обоснование заявленных требований сосалась на те же основания, что и при обращении в суд с иском в <…> года, на пункт 19 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.1996 года № 965 и те обстоятельства, что документы для рассмотрения вопроса о причинной связи имеющих у нее заболеваний с радиационным воздействием в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС поступили в <…> межведомственный экспертный совет <…> года, в связи с чем, имеет право на исчисление ежемесячной суммы возмещения вреда из заработной платы. Считает, что перед нею имеется задолженность в размере <…> руб., образовавшаяся с <…> года в связи с тем, что ежемесячная сумма возмещения вреда была изначально ей назначена неверно. В судебном заседании истица и ее представитель Иванина В.Г. заявленные требования поддержали. Представитель ответчика МУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода – Лебеденко Ж.Л. и представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Белгородской области - Подольская И.В., каждая из них в отдельности, не возражали по поводу удовлетворения исковых требований о признании за истицей права на ежемесячное возмещение вреда с <…> года и назначения ей с <…> года ежемесячной денежную компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере <…> руб.. Не возражали они и по поводу взыскания задолженности, но не с <…> года, а с <…> года (даты обращения истицы в орган соцзащиты с заявлением о назначении выплат). Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом уведомлен. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд отклоняет исковые требования. Установлено, что Степанова Л.Ф. относится к категории граждан, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 определена категория граждан, имеющих право на получение суммы в возмещение вреда - инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой (п. 2. ст. 13). Статьей 14 базового Закона определено право инвалидов - чернобыльцев на получение денежной компенсации в возмещение вреда при условии предоставления необходимых документов, в том числе и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской аварии. Законом РФ № 1244-1 (в ред. ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) определено право инвалидов - чернобыльцев на получение суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью исходя из утраченного заработка, определяемого по Правилам возмещения работодателями вреда. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ установлена выплата ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Поскольку истица является получателем выплат в возмещение вреда при новом правовом регулировании в размере денежной компенсации по группе инвалидности, соответственно требование перерасчета суммы в возмещение вреда, исходя из утраченного заработка, не соответствует нормам материального права. Даная правовая позиция закреплена в Постановлении Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. № 35, вывод которого заключается в том, что право на получение суммы в возмещение вреда, рассчитанного исходя из утраченного потерпевшим заработка принадлежит только тем инвалидам — чернобыльцам, право на получение суммы в возмещение вреда у которых, возникло до 15.02.2001г. (время вступления ФЗ № 5-ФЗ в законную силу). Доводы сторон о наличии у истицы права на получение ежемесячной суммы в возмещение вреда с <…> года - даты поступления пакета документов Степановой Л.Ф. в <…> межведомственный экспертный совет, в подтверждение чему представлен ответ ГУЗ «<…> областная клиническая больница №<…>», на базе которой находится архив экспертного совета, основаны на неправильном толковании норм материального права. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.03.1992 года № 209 «О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий» Приказом Министерства здравоохранения России от 16.10.1992 года № 279 на Российский межведомственный экспертный совет при гематологическом научном центре и региональные межведомственные экспертные советы было возложено рассмотрение обращений и заявлений граждан по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти в результате радиационных воздействий. Согласно Инструкции о порядке направления в межведомственные экспертные советы Совет принимает на рассмотрение случаи заболевания, инвалидности и смерти, направленные органами здравоохранения и социального обеспечения. К рассмотрению принимаются документы лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавших на ЧАЭС в послеаварийный период, а также детей, родившихся у этих лиц в 1986-1987 гг.; лиц, эвакуированных из зоны отчуждения и зоны отселения, проживающих в зоне отселения, в т.ч. детей; лиц, заболевших лучевой болезнью или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений или иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. Для рассмотрения вопроса об установлении причинной связи заболеваний, инвалидности, смерти с радиационным воздействием на экспертный совет представляются: заявление; направление органов здравоохранения или социального обеспечения; выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия с указанием времени начала заболевания, частоты обострения, результатов клинических исследований, данными о временной утрате трудоспособности); материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии; при наличии инвалидности - справка о прохождении ВТЭК с указанием групп инвалидности и процента потери трудоспособности, копия формы N 88у; копия удостоверения лица, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС, или иной документ о праве на льготы. Заключение экспертного совета является основанием для органов и учреждений здравоохранения и социального обеспечения для определения состояния трудоспособности, степени ее утраты, решения вопроса о связи заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием (п. 5 Положения о Российском и региональных межведомственных экспертных советах, Приложение № 3 к приказу от 16.10.1992 года № 279), что согласуется со ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, согласно которой установление причин инвалидности возложено на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Предоставление в бюро МСЭ заключения межведомственного экспертного совета предусмотрено п. 11 действующих разъяснений «Об определении ФГУ МСЭ причин инвалидности», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. № 17. Согласно п. 20 этих разъяснений причина инвалидности изменяется со дня представления в учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности. По смыслу п. 19 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.1996 года № 965, датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение медико-социальной экспертизы заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами. Волгоградский межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смертности у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, учреждением медико-социальной экспертизы не является. Суд в очередной раз приходит к выводу о том, что датой установления истице причинной связи между заболеванием и инвалидностью с воздействием радиации при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС считается день поступления в учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы документов, в том числе заключения <…> межведомственного экспертного совета, а не дата получения <…> межведомственным экспертным советом медицинских документов заявительницы. Поскольку сумма в возмещение вреда истице рассчитана и выплачивалась на основании, действующего на момент возникновения права, законодательства, соответственно не соответствует нормам материального права ее требования о перерасчете ежемесячной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Степановой Л.Ф. к МУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода о пересчете выплат в счет возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности, отказать. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья