Решение по иску о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Гр. дело № 2- 470- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Титовой О.И.,

с участием:

представителя ответчика администрации г. Белгорода - Чукановой М.В. (доверенность от 11.02.2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енина Н.Н. к администрации г. Белгорода о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Енин Н.Н., <…> года рождения, является ветераном и участником Великой Отечественной войны, инвалидом <…> группы, с <…> года был собственником <…> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес>, общей площадью 83, 9 кв.м. Вместе со своей семьей согласно сложившемуся порядку пользования проживал в изолированной части жилого дома, имеющей общую площадь 36, 8 кв.м..

<…> года Енин Н.Н. подарил <…> Н.Л.Н. эту часть жилого дома, оставаясь в ней проживать в качестве члена семьи собственника жилого помещения вместе с <…> - Е.А.И., <…> и <…>.

<…> года Енин Н.Н. обратился в Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода с заявлением о предоставлении однокомнатной квартиры с удобствами.

На это заявление <…> года Управлением социальной защиты населения администрации города Белгорода дан ответ об отсутствии оснований для улучшения жилищных условий в силу ст. 53 ЖК РФ, т.к. за последние 3 года имело место утрата <…> доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 83, 9 кв.м..

Дело инициировано иском Енина Н.Н. к администрации г. Белгорода. Ссылаясь на необеспеченность благоустроенным жильем, несоответствие данного ему ответа Федеральному закону «О ветеранах» и Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», он просит: признать за ним право состоять на жилищном учете в городе Белгороде; обязать администрацию города Белгорода поставить его на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

В судебное заседание Енин Н.Н. не явился и о причинах неявки не сообщил.

В предыдущем судебном заседании 21.02.2011 года истец свои требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Чуканова М.В. полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на положения ст. 53 ЖК РФ, предоставление истцом документов, подтверждающих намеренное ухудшение жилищных условий.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеран Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В силу части 2 ст. 51 ЖК РФ, части 2 ст. 3 Закона Белгородской области от 10.05.2006 года № 39, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи, нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Енин Н.Н. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает. Являясь таковым он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, т.к. в изолированной части дома, обозначенной на плане технического паспорта дома от <…> года как квартира № <…>, общей площадью 36,8 кв.м., кроме заявителя проживают и зарегистрированы: <…> истца – Е.А.И., <…> - Н.К.Н., <…> - Н.Н.Н., <…> - Б.О.С., <…> - Н.Е.К., <…> года рождения, что подтверждается справками о составе семьи от <…> года, актом проверки жилищных условий, выпиской из домовой книги от <…> года.

Ни Енин Н.Н., ни вышеперечисленные члены его семьи квартиры (части квартиры), дома (части дома) в собственности не имеют, что подтверждается уведомлениями Управления Росрестра по Белгородской области от <…> года, справками БТИ г. Белгорода от <…> года.

Таким образом, на Енина Н.Н. приходится (36,8:6) 6,13 кв.м. общей площади жилья, что меньше установленной Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 учетной нормы.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательств суд приходит к убеждению, что истцом не совершались преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Из представленных доказательств и согласно выписке из домовой книги следует, что Енин Н.Н. проживал и был зарегистрирован на своей половине дома <адрес> с <…> года. В <…> году он в качестве членов своей семьи поселил и зарегистрировал <…>, <…> Н.К.Н., <…> Н.Н.Н., <…> Б.О.С.. С рождением в <…> году стала проживать и была зарегистрирована в доме <…> Н.Е.К.. Отсюда следует, что и на момент отчуждения половины дома <адрес> в <…> году истец не был обеспечен по норме жильем, а потому с дарением жилого помещения намеренного ухудшения жилищных условий не произошло.

То обстоятельство, что вместе с заявлением по вопросу получения благоустроенного жилья Енин Н.Н. предоставил справку уличкома о том, что в доме <адрес> проживает составом семьи 2 человека, в связи с чем, управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода формально правильно со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ указало на отсутствие оснований к улучшению жилищных условий, не является достаточным основанием для отказа в иске.

На основании дополнительно предоставленных и исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит выводу о том, что Енин Н.Н. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признавая за истцом право состоять на учете нуждающихся в получении жилья, суд считает необходимым с целью обеспечения прав заявителя обязать администрацию города Белгорода принять Енина Н.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 49-53 ЖК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Енина Н.Н. к администрации г. Белгорода о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать обоснованным.

Признать за Ениным Н.Н. право состоять в городе Белгороде на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать администрацию города Белгорода принять Енина Н.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -