Гр. дело № 2-1479- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июня 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи - Зюзюкина А.Н., при секретаре- Древаль А.Н., с участием: истца Король Ю.И., представителя ответчика администрации города Белгорода - Шустовой Н.Н. (доверенность от 11.02.2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Король Ю.И. к администрации г. Белгорода о принятии на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: Король Ю.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с <…> года. Приказом <…> Краснознаменного Черноморского флота № <…> от <…> года <…> войсковой части Король Ю.И. досрочно уволен с военной службы в запас по предусмотренному пунктом <…> ст. 49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» основанию - <…>. Приказом <…> войсковой части <…> от <…> года № <…> Король Ю.И. с <…> года исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в <…> РВК г. Белгорода. Его календарная выслуга лет составила <…> лет. После увольнения с военной службы Король Ю.И. избрал местом жительства город <…>, с <…> года по <…> года состоял на воинском учете в военном комиссариате <…> округа г. Белгорода. Принят на воинский учет <…> года и состоит по настоящее время. <…> года Король Ю.И. обратился в администрацию города Белгорода с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилья по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. На заседании жилищной комиссии Король Ю.И. было отказано в постановке на квартирный учет с формулировкой «истек срок постановки на квартирный учет». Дело инициировано иском Король Ю.И. к администрации города Белгорода. Он просит: признать за ним право на постановку на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан уволенных с военной службы; обязать администрацию города Белгорода поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, с <…> года (с учетом заявления от <…> года об изменении исковых требований). В обоснование заявленных требований сослался на то, что предусмотренное п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жильем по льготному основанию он не реализовал. В судебном заседании Король Ю.И. исковые требования поддержал. Представитель ответчика администрации города Белгорода - Шустова Н.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что после <…> года органы местного самоуправления не правомочны рассматривать вопросы о постановке на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы. Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года № 122- ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. С 1 января 2005 г. система обеспечения жильем военнослужащих претерпела существенные изменения в связи с вступлением в действие Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. С органов местного самоуправления была снята обязанность по обеспечению жильем военнослужащих. Лица, уволенные с военной службы до 01 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем путем выдачи жилищного сертификата органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года. Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6). Пунктом 12 Правил установлено, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы приказ об увольнении в запас или в отставку. Свидетельством о наличии права на жилищное обеспечение по избранному после увольнения с военной службы месту жительства служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего. Такое удостоверение Король Ю.И. представил. Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации. Выдача военнослужащим государственных сертификатов, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. Обязательными условиями, при которых военнослужащие и члены их семьи вправе рассчитывать на получение единовременной денежной выплаты на улучшение своих жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы месте жительства являются только: наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Из представленных суду документов следует, что Король Ю.И. не имеет в собственности жилого дома (квартиры) в Российской Федерации. Это подтверждается: справкой военного комиссариата <…> административного округа г. Белгорода от <…> года и справкой военного комиссариата Белгородской области от <…> года об отсутствии в личном деле истца сведений о забронированной, приватизированной жилой площади и сведений о членстве в ГСК, получении субсидии, сертификата; уведомлением Управления Росреестра по Белгородской области от <…> года и справками Белгородского районного БТИ от <…> года, Белгородского городского БТИ от <…> года об отсутствии сведений о государственной регистрации прав Король Ю.И. на дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры). Предусмотренное п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на получение жилья истец не реализовал. С момента увольнения с военной службы и по настоящее время Король Ю.И. проживал на территории города Белгорода и Белгородского района. В постановке на квартирный учет по месту жительства в г. Белгороде истцу было отказано. Как видно из справки отдела военного комиссариата Белгородской области по Белгородскому району от <…> года Король Ю.И. состоял у них на воинском учете с <…> года по <…> года. Согласно справке администрации Белгородского района Белгородской области от <…> года Король Ю.И. в период <…> годов не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по Белгородскому району. Довод ответчика о том, что органы местного самоуправления после <…> года не правомочны осуществлять постановку на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы, суд считает неубедительными. Такая возможность следует из положений п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054, предусматривающего возможность постановку гражданина на учет при перемене им места жительства. <…> года Король Ю.И. обращался в администрацию города Белгорода с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилья по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. На заседании жилищной комиссии ему было отказано в постановке на квартирный учет с формулировкой «истек срок постановки на квартирный учет». Действующим на момент принятия такого решения Законом РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» какие- либо сроки, в течение которых военнослужащий, уволенный с военной службы в запас или в отставку, должен был обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилья или улучшении жилищных условий, не предусмотрены. Представитель ответчика не назвал нормативный правовой акт, которым руководствовалась жилищная комиссия при принятии <…> года решения об отказе в постановке Король Ю.И. на квартирный учет. Любой запрет должен быть оправдан и преследовать конституционно значимые цели. Очевидно, что применение пресекательных сроков для обращения граждан с заявлением о принятии на квартирный учет, таких целей не преследует. Являются убедительными доводы истца о том, что по состоянию здоровья не мог обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий непосредственно после увольнения с военной службы. Эти доводы подтверждаются причиной увольнения с военной службы - по состоянию здоровья <…>. По причине заболевания, полученного в период прохождения военной службы, Король Ю.И. заключением МСЭ от <…> года признан инвалидом <…> группы бессрочно. По смыслу п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жильем предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В силу выше обстоятельств Король Ю.И. по формальным основаниям оказался не в равных правовых условиях, и имеет право на судебную защиту. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Король Ю.И. к администрации г. Белгорода о принятии на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, признать обоснованным. Признать за Король Ю.И. право состоять на учете граждан нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан уволенных с военной службы. Обязать администрацию города Белгорода принять Король Ю.И. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья или улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, с <…> года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья