Гр. дело № 2- 2613-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 сентября 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи - Зюзюкина А.Н., при секретаре- Древаль А.Н., с участием: истца Билаш О.В., представителей истца Билаш О.В.- Баранец А.Л. и Беляева В.В. (доверенность от 22.08.2011 года), представителя ответчика администрации города Белгорода- Шустовой Н.Н. (доверенность от 11.02.2011 года), представителя ответчика Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области- Зимина Д.А. (доверенность от 06.12.2010 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Билаш О.В. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на получение жилья, у с т а н о в и л: Билаш О.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Приказом <…>ВМФ МО РФ от <…> года № <…> <…> Билаш О.В.- <…>, досрочно уволен с действительной военной службы в запас по ст. <…> Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с <…>. Приказом начальника <…> Военного представительства МО РФ от <…> года № <…> Билаш О.В. с <…> года исключен из списков личного состава <…> Военного представительства МО РФ, снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в г. Белгород. Его календарная выслуга на день увольнения составила <…>лет. После увольнения с военной службы Билаш О.В. избрал постоянным местом жительства г. <…> и решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку. Ссылаясь на отсутствие справки о сдаче жилья по последнему месту службы, Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода в письме от <…> года известило Билаш О.В. об отсутствии возможности рассмотреть его жилищный вопрос. В исковом заявлении к администрации города Белгорода и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Билаш О.В. предъявил требования о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы квартирно-эксплуатационным органам МО РФ (с учетом заявления об изменении исковых требований). В обоснование заявленных требований указал на то, что предоставил в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода все необходимые документы для получения жилья. Считает, что не обязан и не имеет возможности предоставить справку о сдаче жилья по последнему месту службы, т.к. по линии МО РФ жильем не обеспечивался, проживал в кооперативной квартире, приобретенной родителями <…> в <…> году, брак с которой расторгнут в <…> году. В судебном заседании Билаш О.В. и его представители Баранец А.Л., Беляев В.В., исковые требования поддержали. Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Шустова Н.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на те обстоятельства, что не предоставлена справка о сдаче жилья по последнему месту службы истца. Представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области - Зимин Д.А. поддержал эту правовую позицию и просил в удовлетворении исковых требований отказать. Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования обоснованными. Заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие его нереализованное право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку он относится к категории граждан, уволенных с военной службы (службы) по организационно- штатным мероприятиям, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. (подпункт «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153). Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года. В силу п. 7 этих Правил одним из оснований признания граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади. В настоящее время действует федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в силу п. 2 выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Подпункт «з» пункта 44 Правил возлагает на гражданина - участника подпрограммы, указанного в п.п. «г» п. 5 Правил, для получения сертификата представить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы). В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается. В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Пунктами 2.1 и 2.2 этого Порядка предусмотрено, что гражданин, уволенный с военной службы, имеющий право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и определившийся с формой предоставления жилых помещений, представляет в администрацию муниципального района, городского округа заявление, подписанное им и совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, к которому, в том числе, прилагаются: справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы; подтверждение квартирно-эксплуатационного органа, выдавшего справку, по запросу органа местного самоуправления факта сдачи указанным гражданином, уволенным с военной службы, ранее занимаемого жилого помещения. В соответствии с этими нормативными правовыми актами для получения жилья в избранном после увольнения с военной службы месте жительства Билаш О.В. представил: справку <…> военного комиссариата города Белгорода от <…> года № <…> об отсутствии в личном деле Билаш О.В. сведений о забронированной, приватизированной жилой площади на территории СНГ и сведений о членстве в ЖСК; справку Военного представительства № <…> от <…> года № <…> о том, что за время службы с мая <…> года по <…> года при <…> ВП МО жилой площадью не обеспечивался; справку войсковой части <…> от <…> года № <…> о том, что за время службы на кораблях в/ ч <…> с <…> года по <…> год жилой площадью не обеспечивался; справку <…> ОМИС от <…> года № <…>о том, что в период службы с <…> года по <…> год в войсковой части <…> и в <…> Военном представительстве МО РФ жильем не обеспечивался. На запрос администрации города Белгорода от <…> года <…> ОМИС подтвердило выдачу справки № <…> от <…> года о необеспеченности Билаш О.В. жилой площадью за период службы в г. <…> с <…> года по <…> год. Согласно имеющемуся в учетном деле истца послужному списку до <…> года Билаш О.В. являлся курсантом <…>. В период прохождения военной службы истец проживал с семьей в квартире по <адрес 2>. Из ответа администрации города <…> от <…> года № <…> на запрос Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода от <…> года № <…> следует, что дом <адрес 2>. ТСЖ <…> в ответе от <…> года на запрос Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода сообщило, что Билаш О.В. был вписан в ордер по <адрес 2>, был зарегистрирован по данному адресу с <…> года по <…> года на правах <…> основного квартиросъемщика Б.И.Н.. Из объяснений Билаш О.В. в суде следует, что кооперативная квартира <адрес 2> была приобретена <…> и оформлена в ее собственность в период брака. При разводе в <…> году раздел совместно нажитого имущества не производился. Фактический отказ Билаш О.В. от прав на квартиру <адрес> не является основанием для отказа ему в обеспечении жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г. Белгороде. Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации. Выдача военнослужащим государственных сертификатов, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054. Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6). При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны). Обязательными условиями, при которых военнослужащие и члены их семьи вправе рассчитывать на получение единовременной денежной выплаты на улучшение своих жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы месте жительства являются только: наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Из документов учетного дела следует, что Билаш О.В. не имеет в собственности жилого дома (квартиры) в Российской Федерации. В силу п. 1. 11 Порядка, утвержденного Постановлением правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп, в случае отчуждения в течение пяти лет, предшествующих дате подачи предусмотренного пунктом 2.1 настоящего Порядка заявления гражданином, уволенным с военной службы, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности … размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 1.5 настоящего Порядка, и общей площадью отчужденного жилого помещения, в отношении которого не принято обязательство в соответствии с подпунктом "в" пункта 1.10 настоящего Порядка, или оставленного для дальнейшего проживания. С момента фактического отказа (отчуждения) истца от супружеской доли в совместно нажитой кооперативной квартире <адрес 2> прошло свыше 5 лет. При таких обстоятельствах требования Билаш О.В. о признании за ним права на обеспечение жилым помещением, без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы квартирно-эксплуатационным органам МО РФ, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Билаш О.В. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на получение жилья, признать обоснованным. Признать за Билаш О.В. право на обеспечение жилым помещением по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы квартирно-эксплуатационным органам МО РФ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья