Решение по иску о признании права на получение жилья



Гр. дело № 2- 1533-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи - Зюзюкина А.Н.,

при секретаре - Древаль А.Н.,

с участием:

представителя истца Нестеренко В.Н.- Малановского С.Б. (по доверенности от 11.03.2011 года),

представителя ответчика администрации г. Белгорода - Медведевой А.О. (по доверенности от 11.02.2011 года),

представителя ответчика Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области- Канищева М.В. (по доверенности от 11.02.2011 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестеренко В.Н. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на получение жилья,

у с т а н о в и л:

Нестеренко В.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

Приказом <…> военного округа от <…> года № <…> <…> Нестеренко В.Н., состоящий в распоряжении <…> военного округа, бывший начальник отдела - <…> военного округа, досрочно уволен с действительной военной службы в запас по пункту <…> Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» - <…> - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным <…> степени в военное время.

Приказом <…> Восточного округа г. Белгорода от <…> года № <…> Нестеренко В.Н. с <…> года исключен из списков личного состава военкомата, снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в Восточный окружной военкомат г. Белгорода.

Его календарная выслуга на день увольнения составила <…> года.

После увольнения с военной службы Нестеренко В.Н. избрал постоянным местом жительства г. <…> и решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода составом семьи четыре человека <…> принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку.

На основании поданных Нестеренко В.Н. документов и заявления от <…> года он в соответствии с подп. «б» пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, включен в список участников Подпрограммы.

В соответствии с пунктом 44 Правил для получения государственного жилищного сертификата Нестеренко В.Н. представил справку от <…> года № <…>, выданную <…> КЭЧ района о том, что сдал четырехкомнатную квартиру <адрес>.

В соответствии с п. 30 Правил Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода <…> года направило в Министерство обороны <…> и <…> года в Службу расквартирования и обустройства МО РФ запросы с просьбой подтвердить сдачу жилья Нестеренко В.Н. и выдачу указанной справки.

Поступил ответ из Департамента расквартирования МО РФ от <…> года о том, что <…> КЭЧ района ликвидирована, весь жилищный фонд передан МО Республики <…>. Подтвердить сдачу жилья Нестеренко В.Н. не представляется возможным..

Ссылаясь на отсутствие подтверждения сдачи жилья по последнему месту службы Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода в письме от <…> года известило Нестеренко В.Н. об отсутствии возможности выделить ему жилье.

Дело инициировано иском Нестеренко В.Н. к администрации г. Белгорода лице Управления социальной защиты населения. Уточнив требования и привлекая Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области к участию в деле в качестве соответчика, Нестеренко В.Н. просит признать за ним право на получение жилого помещения по имеющимся в его учетном деле документам.

В обоснование заявленных требований указал на то, что предоставил в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода все необходимые документы для получения жилья. Считает, что не обязан подтверждать сдачу жилья на территории <…>, т.к. основанием для отказа в обеспечении жильем может быть право собственности и иные права на жилище, находящееся исключительно на территории РФ и отказ предоставить документы о прекращении таких прав. К нему это не относится.

В судебное заседание Нестеренко В.Н. не явился, обеспечив в нем участие своего представителя Малановского С.Б., который исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Медведева А.О. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на те обстоятельства, что не подтвержден факт сдачи жилья по последнему месту службы истца.

Представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области - Канищев М.В. поддержал это мнение и просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования обоснованными.

Заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие его нереализованное право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку он относится к категории граждан, уволенных с военной службы (службы) по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. (подпункт «г» пункта 5 действующих Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153).

Данное обстоятельство также не оспорено ответчиками.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года.

В силу п. 7 этих Правил одним из оснований признания граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади.

На основании поданных документов и заявления истец в соответствии с подп. «б» пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, была включен в список участников Подпрограммы.

В настоящее время действует федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в силу п. 2 выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Подпункт «з» пункта 44 Правил возлагает на гражданина - участника подпрограммы, указанного в п.п. «г» п. 5 Правил, для получения сертификата представить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Пунктами 2.1 и 2.2 этого Порядка предусмотрено, что гражданин, уволенный с военной службы, имеющий право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и определившийся с формой предоставления жилых помещений, представляет в администрацию муниципального района, городского округа заявление, подписанное им и совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, к которому, в том числе, прилагаются: справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы; подтверждение квартирно-эксплуатационного органа, выдавшего справку, по запросу органа местного самоуправления факта сдачи указанным гражданином, уволенным с военной службы, ранее занимаемого жилого помещения.

В соответствии с пунктом 44 Правил и пунктом 2.2 Порядка для получения жилья истцом представлена справка от <…> года № <…>, выданная <…> КЭЧ района о том, что сдал четырехкомнатную квартиру <адрес>.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

Выдача военнослужащим государственных сертификатов, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054. Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6). При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны).

Обязательными условиями, при которых военнослужащие и члены их семьи вправе рассчитывать на получение единовременной денежной выплаты на улучшение своих жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы месте жительства являются только: наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Из документов учетного дела следует, что Нестеренко В.Н. не имеет в собственности жилого дома (квартиры) в Российской Федерации.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

Порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которых расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

При таких обстоятельствах требования Нестеренко В.Н. о признании за ним права на получение жилого помещения по имеющимся в его учетном деле документам, без предоставления подтверждения сдачи жилья по последнему месту службы, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

р е ш и л:

Иск Нестеренко В.Н. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на получение жилья, признать обоснованным.

Признать за Нестеренко В.Н. право на получение жилого помещения по имеющимся в его учетном деле документам.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья