Гр. дело № 2-554/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 марта 2011 года город Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре Титовой О.И., с участием: истца Волкова Н.П., представители ответчиков Управления социальной защиты населения Белгородской области, Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явились, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Н.П. к Управлению социальной защиты населения Белгородской области, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, о признании права на получение автомобиля, у с т а н о в и л: Волков Н.П. имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», с <…> года является инвалидом <…> группы бессрочно по причине общего заболевания. По ранее действующему законодательству, в том числе, в соответствии с п.19 ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах», Волкову Н.П. <…> года через управление социальной защиты населения Белгородской области, по результатам освидетельствования во МСЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением, предоставлено бесплатно транспортное средство - легковой автомобиль ОКА (СЕАЗ 11113-02). На неоднократные обращения Волкова Н.П. в <…> году в Управление социальной защиты населения Белгородской области по вопросу замены ранее полученного автотранспорта, ему были даны разъяснения, что ранее в соответствии с п.19 ст. 14 Федерального Закона «О ветеранах», инвалиды, имевшие медицинские показания на обеспечение спецавтотранспортом, получали его чрез органы социальной защиты населения. Повторная выдача автотранспорта осуществлялась по истечению 7-ми летнего срока эксплуатации ранее полученного. С 01.01.2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ нормы ряда законов, предусматривавших обеспечение инвалидов автотранспортом, утратили силу. Нормативный акт, позволяющий инвалидам произвести замену ранее полученных автомобилей, отсутствует, в связи с чем, заменить полученный в <…> году автомобиль не представляется возможным. Дело инициировано иском Волкова Н.П., в котором заявитель просит признать за ним право на получение автотранспортного средства в соответствии с Законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ. В обоснование заявленных требований истец сослался на неправильное толкование органом социальной защиты положений Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. В судебном заседании истец Волков Н.П. исковые требования поддержал. Управление социальной защиты населения Белгородской области и привлеченное к участию в деле в качестве соответчика Министерство здравоохранения и социального развития РФ, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили. В возражениях на исковое заявление просили в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей правовой позиции ответчики сослались на ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 года № 15, Указ Президента РФ от 06.05.2008 года № 685, Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года № 670, и что срок эксплуатации ранее предоставленного истцу автомобиля истек в <…> году, в связи с чем, у Волкова Н.П. не возникло право на получение нового автомобиля до <…> года, на данный момент медицинских показаний к обеспечению истца спецавтотранспортом не имеется. Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд отклоняет исковые требования. В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 1995 года № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет. Отнесение Волкова Н.П. к категории граждан, имевших право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, предоставление ему транспортного средства в качестве средства реабилитации в <…> года, не оспаривалось ответчиками, подтверждается удостоверением на имя Волкова Н.П., выданным <…> года на право пользования льготами, предусмотренными ст.14 Федерального закона «О ветеранах», справкой сер. ВТЭ-<…> № <…> о <…> группе инвалидности Волкова бессрочно с <…> года в связи с общим заболеванием, справкой № <…> от <…> г. к акту освидетельствования во МСЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами, паспортом транспортного средства серии <…> № <…> от <…> г. Пунктом 9 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 19 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ признан утратившим силу. Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В системе действовавшего до 1 января 2005 года правового регулирования право на получение инвалидами Великой Отечественной войны транспортного средства имело прямое закрепление в федеральном законодательстве и осуществлялось Российской Федерацией. Бесплатным предоставлением им автомобиля в качестве технического средства реабилитации и его периодической заменой обеспечивалось исполнение государством принятой на себя обязанности по созданию для данной категории граждан с ограниченными возможностями надлежащих условий жизнеобеспечения. При этом определение круга и содержания мер социальной поддержки, включая предоставление транспортного средства, производилось и с учетом их особого правового статуса, отражало общественное признание их заслуг. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий. В отношении инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ возникло право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 670 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами». Указанными нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере <…> руб. Указом Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» № 685 от 6 мая 2008 года установлено, что автотранспортные средства (или денежная компенсация) предоставляются инвалидам за счет средств федерального бюджета на определенных условиях: учет в качестве нуждающегося в обеспечении автомобилем как средством реабилитации по состоянию на 01.01.2005 г., т.е. включение в список очередников на получение автомобиля до 01.01.2005 г.; наличие установленных медицинских показаний на получение транспортного средства. Данный нормативно-правовой акт не исключает возможности замены транспортных средств в случае, если срок их эксплуатации истек до 01.01.2005 г., и инвалид встал до указанной даты на учет в органе социальной защиты населения субъекта РФ для получения автотранспорта. Замена ранее выданных инвалидам автомобилей, срок эксплуатации которых истек после 01.01.2005 г., законодательством не предусмотрена. Вышеназванные акты прямо указывают на то, что лица, реализовавшие свое право на обеспечение транспортным средством, не имеют право на получение автомобиля, в том числе, в виде замены либо единовременной денежной компенсации. Поскольку судом установлено и не отрицалось стороной истца, что Волков после обеспечения спецавтотранспортом в <…> году не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до <…> г., наличие у Волкова Н.П. медицинских показаний на получение транспортного средства после <…> года не установлено, право на бесплатное получение транспортного средства либо на денежную компенсацию взамен спецавтотранспорта у него не возникло. Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у Волкова отсутствует право на бесплатное получение транспортного средства взамен предоставления легкового автомобиля после истечения семилетнего срока эксплуатации ранее предоставленного ему транспортного средства. Что касается ссылки заявителя на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. № 624-О-П, то суд отмечает, что толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано судом по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 244, которое было признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 15. Кроме того, после вынесения этого определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 и постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для замены транспортного средства. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца необоснованны и в их удовлетворении следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Волкова Н.П. к Управлению социальной защиты населения Белгородской области, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, о признании права на получение автомобиля, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья