Решение по иску о признании граждан членами семьи и права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья



Гр. дело № 2- 973-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Титовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талановой В.Е. к администрации города Белгорода, с участием третьих лиц Юркив Л.В., Кузнецовой М.В., Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании граждан членами семьи и права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья,

у с т а н о в и л:

Т.В.П. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Республики Украина.

Приказом <…> от <…> года № <…> <…> Т.В.П.- <…>, уволен с действительной военной службы в запас по подп. <…> Временного положения о прохождении воинской службы лицами офицерского состава - в связи с сокращением штатов.

Приказом <…> войсковой части <…> от <…> года № <…> Т.В.П. с <…> года исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в Свердловский РВК г. Белгорода.

Его календарная выслуга на день увольнения составила <…> лет.

После увольнения с военной службы Т.В.П. избрал постоянным местом жительства г. <…> и решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода составом семьи три человека <…>, принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку.

В<…> году Т.В.П. умер.

Являясь <…> Т.В.П., проходившего военную службу по контракту и умершего после увольнения с военной службы по сокращению штатов, общая продолжительность военной службы которого в календарном исчислении составляла 10 лет и более, Таланова В.Е. продолжает состоять на жилищном учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку.

На основании поданных ею документов и заявления от <…> года она в соответствии с подп. «б» пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, включена в список участников Подпрограммы.

В соответствии с пунктом 44 Правил для получения государственного жилищного сертификата была представлена справка № <…> от <…> года, выданная <…> о том, что ее <…> Т.В.П. сдал органам военного управления двухкомнатную квартиру № <адрес>.

На обращение Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода в соответствии с пунктом 30 Правил к <…> ВМС Украины, отделом расквартирования войск и землепользования командования ВМС Украины дан ответ, что жилищный фонд МО Украины в г. <…> передан на баланс местным органам власти в <…> году и для получения информации о принадлежности квартиры №<адрес>, предложено обратиться в <…> БТИ или в отдел по учету и распределению жилья <…> городской администрации.

Соответствующие запросы были направлены Управлением социальной защиты населения администрации г. Белгорода в <…> года и в <…> года.

Ссылаясь на то, что ответы на данные запросы не поступили, а также на положения п. 17 Правил Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода в письме от <…> года уведомило Таланову В.Е. об отсутствии оснований для разрешения ее жилищного вопроса путем предоставления государственного жилищного сертификата, и что в судебном порядке необходимо признать членами семьи <…> - Юркив Л.В. и <…> Кузнецову М.В..

Дело инициировано иском Талановой В.Е. к администрации г. Белгорода. Уточнив требования, она просит: признать за ней право на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения как за участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; признать членами ее семьи <…> Юркив Л.В. и <…> Кузнецову М.В..

В обоснование заявленных требований указала на то, что предоставила в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода все необходимые документы для получения государственного жилищного сертификата. В настоящее время вместе с нею проживают мать и дочь.

В судебное заседание Таланова В.Е. не явилась.

Её представитель - Ченцова С.И., она же в качестве представителя третьего лица - Кузнецовой М.В., просила исковые требования признать обоснованными и удовлетворить в полном объеме.

Кузнецова М.В. в судебное заседание не явилась и о причинах неявки не сообщила.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Юркив Л.В. просила о рассмотрении дела без ее участия в силу плохого самочувствия.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Шустова Н.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на те обстоятельства, что не подтвержден факт сдачи жилья по последнему месту службы Т.В.П., прекращение действия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и недоказанность совместного проживания Т.В.П. с Юркив и Кузнецовой.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области просил о рассмотрении дела без участия их представителя. Возражения представлены письменно и согласно этим возражениям Департамент указывает на несоответствие заявленных требований действующим нормам материального права.

Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования обоснованными в части.

Заявительницей представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие её право на улучшение жилищных условий, поскольку она относится к членам семьи Т.В.П., умершего после увольнения с военной службы по сокращению штатов, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшего в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. (подпункт «г» пункта 5 действовавших Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153).

Данное обстоятельство также не оспорено ответчиками.

На основании поданных документов и заявления от <…> года истица в соответствии с подп. «б» пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, была включена в список участников Подпрограммы.

В настоящее время действует федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в силу п. 2 выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

Подпункт «з» пункта 44 Правил возлагает на гражданина - участника подпрограммы, указанного в п.п. «г» п. 5 Правил, для получения сертификата представить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

В соответствии с пунктом 44 Правил для получения государственного жилищного сертификата истицей была представлена справка № <…> от <…> года, выданная <…> о том, что ее <…> Т.В.П. сдал органам военного управления двухкомнатную квартиру № <адрес>.

Пункт 30 Правил на органы местного самоуправления возлагает обязанность направлять в подразделение, выдавшее справку, предусмотренную в подпункте «з» пункта 44 Правил, запросы о подтверждении факта сдачи указанными гражданами ранее занимаемого жилого помещения.

Предусмотренные п. 30 Правил запросы были направлены: <…> года <…> ВМС Украины; <…> года и <…> года в администрацию г. <…>; <…> года в БТИ г. <…>. Ответ дан на первый запрос. Отдел расквартирования войск и землепользования командования ВМС Украины сообщил, что жилищный фонд МО Украины в г. <…> передан на баланс местным органам власти в <…> году.

Суд считает необходимым разрешить жилищный вопроса истицы без предусмотренного п. 30 Правил подтверждения факта сдачи жилья по последнему месту службы Т.В.П..

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

Выдача военнослужащим государственных сертификатов, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054. Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6). При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны).

Обязательными условиями, при которых военнослужащие и члены их семьи вправе рассчитывать на получение единовременной денежной выплаты на улучшение своих жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы месте жительства являются только: наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Из документов учетного дела следует, что Т.В.П., Таланова В.Е. не имеют в собственности жилого дома (квартиры) в Российской Федерации.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

Порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которых расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

Названные обстоятельства нашли свое отражение в ст. 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года, согласно которому государство - участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства - участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства - участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись.

Согласно статусу указанного документа, он для России вступил в силу только 01.06.2009 года. Республика Украина участником Соглашения не является.

При таких обстоятельствах и с целью восстановления нарушенного права, суд считает необходимым признать за Талановой В.Е. право на получение в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, на основании имеющихся в ее учетном деле документов, без подтверждения факта сдачи Т.В.П. ранее занимаемого жилого помещения.

В силу пункта 17 Правил применительно к условиям Подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера субсидии в случае признания их в судебном порядке членами семьи гражданина- получателя субсидии.

В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Таланова В.Е. не вступила в брак после смерти Т.В.П., а потому сохраняет право на обеспечение жилым помещением.

В силу п. 1.2 Порядка членами семьи гражданина, уволенного с военной службы и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, признаются супруга (супруг), их дети и родители гражданина, уволенного с военной службы, совместно проживавшие с ним на день гибели (смерти), а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях и иные лица, на день гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы, признанные судом членами его семьи.

Из представленных доказательств следует, что Юркив Л.В. с Т.В.П. на день его смерти не проживала. Это видно из: ордера, выданного Т.Р.А. <…> года на занятие кооперативной квартиры, согласно которому Т.В.П. вселялся в квартиру <…> вместе с <…> - Талановой В.Е., <…> и <…> - Кузнецовой М.В. (так указано в ордере); выписке из домовой книги, согласно которой Юркив Л.В. зарегистрировалась по месту жительства Талановой В.Е. и Кузнецовой М.В. уже после смерти Т.В.П..

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований о признании Юркив Л.В. членом семьи Т.В.П. следует отказать.

Что касается Кузнецовой М.В., то ее следует признать членом семьи Т.В.П..

Она в качестве члена семьи Т.В.П. указана в заявлении о принятии на жилищный учет, в п. 21 послужного списка Т.В.П., в ордере от <…> года. На момент смерти Т.В.П. возраст Кузнецовой М.В. был <…> лет. У суда не имеется оснований считать, что она проживала отдельно от <…> и <…> Т.В.П..

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Талановой В.Е. к администрации города Белгорода о признании граждан членами семьи и права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья, признать обоснованным в части.

Признать за Талановой В.Е. право на получение в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, на основании имеющихся в ее учетном деле документов, без предусмотренного пунктом 30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» подтверждения факта сдачи Т.В.П. ранее занимаемого жилого помещения.

В целях получения в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать К.М.В., <…> года рождения, членом семьи Т.В.П..

В остальной части в удовлетворении исковых требований Талановой В.Е., отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -