Гр. дело № 2- 407-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 марта 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре- Титовой О.И., с участием представителей истицы Черновой Е.В.- Черновой А.И. (в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ), Левченко И.В. (по ордеру адвоката № 024244 от 02.02.2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой Е.В. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, у с т а н о в и л: Чернова Е.В., <…> года рождения, имеющая права на льготы, установленные статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах», проживая с <…> Черновой А.И. в принадлежащей ей части жилого дома <адрес 1>, в <…> года обратилась к главе администрации города Белгорода с заявлением по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления единовременной денежной выплаты для приобретения жилья. По результатам рассмотрения заявления Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода в письме от <…> года № <…>сообщило ей об отказе в удовлетворении просьбы о постановке на жилищный учет со ссылкой на положения ст. 53 ЖК РФ и тот факт, что заявительница в <…> году подарила жилой дом общей площадью 53, 3 кв.м. в с. <адрес 2>. В исковом заявлении к администрации города Белгорода в лице Управления социальной защиты населения Чернова Е.В. просит: признать за ней право в постановке на квартирный учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрации города Белгорода в лице Управления социальной защиты населения поставить ее на квартирный учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и предоставить ей меры социальной поддержки ветеранов по обеспечению жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения (с учетом заявлений об изменении исковых требований). В обоснование заявленных требований указала на вынужденный характер смены места жительства с <адрес 2> на <адрес 1> в связи с необходимостью постороннего ухода. В судебное заседание Чернова Е.В. не явилась, обеспечив в нем участие своих представителей Левченко И.В. и Черновой А.И., которые исковые требования поддержали. Представитель администрации города Белгорода в судебное заседание не явился. О причинах неявки представителя ответчик не сообщил, возражений на иск не представил. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд отклоняет заявленные требования. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Согласно подп. 2 п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения. Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому Департамент финансов и бюджетной политики области на основании представляемой заявки о финансировании приобретения жилья, утвержденной департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, сформированной на основании вышеназванных списков граждан, нуждающихся в жилье и имеющих право на оказание мер социальной поддержки, из числа граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», нормы предоставления общей площади жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, направляет субвенции на счета получателей средств местных бюджетов, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов в отделениях по районам и городам управления Федерального казначейства по Белгородской области. Органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалид Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Из объяснений Черновой А.И., выписки из лицевого счета, справки о составе семьи от <…> года, технического паспорта жилого дома <адрес 1>, составленного Белгородским городским филиалом ГУП «Белоблтехинвентаризация» по состоянию на <…> года, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <…> года следует, что истица с <…> Черновой А.И. проживают в принадлежащей последней части жилого дома на общей площади 19 кв.м., в том числе жилой - 11 кв.м., <адрес 1>. Жилой дом <адрес 1> аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке не признан. Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, размер учетной нормы составляет 15 кв.м. общей площади на 1 человека. Заявительница является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Принимая решение об отказе в постановке Черновой Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчик руководствовался ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательств суд приходит к убеждению, что администрация города Белгорода пришла к правильному выводу о том, что истицей совершены преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Так, в доме <адрес 1> истица проживает и постоянно зарегистрирована по месту жительства с <…> года. Согласно справке <…> сельского поселения <…> района от <…> года, и как следует из объяснений Черновой А.И. в судебном заседании, по договору от <…>года истица подарила принадлежащей ей жилой дом общей площадью 53, 3 кв.м. в с. <адрес 2> своему <…> Ч.А.И.. Действия по дарению дома представители истицы объясняют нуждаемостью Черновой Е.В. в постоянном постороннем уходе со стороны женщины - <…>, но медицинское заключение о нуждаемости истицы в постоянном постороннем уходе, виде данного ухода, суду не представлено. Справка о <…> группе инвалидности по общему заболеванию не подтверждает нуждаемость истицы в постороннем уходе и не свидетельствует о невозможности получения такого ухода по прежнему месту жительства в с. <адрес 2>. Указанные обстоятельства, учитывая фактический отказ истицы от обмена жилого дома в <адрес 2> на жилье в <адрес 1>, подтверждают совершение заявительницей умышленных преднамеренных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении её другим жильем. В силу пункта 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий. На основании изложенного, поскольку истица не подтвердила свое право состоять на жилищном учете до истечения установленного ст. 53 ЖК РФ срока, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 53- 54 ЖК РФ, суд- р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Черновой Е.В. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -