Решение по иску о восстановлении в списках очередности и признании права состоять на жилищном учете



Гр. дело № 2- 2770- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи - Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Древаль А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Святенко Л.В., Святенко Д.А., Святенко А.А., Святенко Ал.А. к администрации города Белгорода, с участием третьего лица Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о восстановлении в списках очередности и признании права состоять на жилищном учете,

у с т а н о в и л:

С.А.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

Приказом <…> общевойсковой Армии от <…> года № <…> <…> С.А.А. досрочно уволен с действительной военной службы в запас по пункту <…> ст. 49 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»- <…>.

Приказом <…> войсковой части <…> от <…> года № <…> С.А.А. с <…> года исключен из списков личного состава части и снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г. <…>.

Его календарная выслуга лет составила <…> год.

При увольнении с военной службы С.А.А. избрал постоянным местом жительства г. <…> и решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода составом семьи 5 человек <…> принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку.

Распоряжением администрации города Белгорода С.А.А. принят на жилищный учет с <…> года.

В соответствии с п. 6 ст. 15 действовавшего на момент увольнения С.А.А. с военной службы Закона РФ от 22.01.93 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Данная норма (с незначительными изменениями) сохранилась и в Федеральном законе от 27.05.98 года № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 14 ст. 15).

Жилое помещение для постоянного проживания С.А.А. и членам его семьи в установленный законом трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства не выделено.

На основании ордера от <…> года С.А.А. и членам его семьи предоставлена для временного проживания трехкомнатная квартира в маневренном жилом фонде <адрес>.

<…> года брак между С.А.А. и Святенко Л.В. был расторгнут, <…> года С.А.А. снялся с регистрационного учета по месту жительства в предоставленной ему квартире по указанному адресу, с <…> года состоит на учете в отделе военного комиссариата <…>, зарегистрирован <адрес 2>, <…> года снялся с воинского учета в военном комиссариате по <…>.

Распоряжением администрации города Белгорода от <…> года № <…> С.А.А. снят с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09. 1998 года № 1054, в связи со снятием с воинского учета в г. <…> и выездом на другое постоянное место жительства.

Дело инициировано иском Святенко Л.В., Святенко Д.А., Святенко А.А. и Святенко Ал.А. к управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода.

Заменив ответчика на администрацию города Белгорода и изменив исковые требования, они просят: обязать администрацию города Белгорода восстановить С.А.А. и их в качестве членов его семьи в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, с <…> года и признать за ними право состоять на жилищном учете по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на жилищный учет до <…> года.

В обоснование этих требований истцы сослались на несправедливость решения о снятии с квартирного учета после нахождения на таком учете длительное время, отсутствие другой возможности улучшить свои жилищные условия. Считают, что расторжение брака между С.А.А. и Святенко Л.В.- это непредвиденная ситуация, в которой их вина отсутствует.

В судебном заседании Святенко Л.В. исковые требования поддержала, дополнительно ссылаясь, что до <…> года их семья являлась многодетной, а потому администрация города Белгорода нарушила их права, сняв с очереди на получение жилья без предоставления жилья. Считает, что приобрела право на обеспечение жильем как жена военнослужащего, претерпев все тяготы, связанные с проживанием по гарнизонам.

Ее совершеннолетние <…> - Святенко Д.А. и Святенко Ал.А., каждый из них в отдельности, исковые требования по изложенным выше основаниям поддержали.

Истица Святенко А.А. в судебное заседание не явилась и о причинах неявки не сообщила.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Шустова Н.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на утрату истцами прав на социальные гарантии, которые имеют члены семьи гражданина, уволенного с военной службы в запас или в отставку, принятого на жилищный учет до <…> года, т.к. семейные отношения между С.А.А. и истцами прекращены.

Представитель третьего лица Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области - Зимин Д.А. поддержал это мнение и просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 6 ст. 15 действовавшего на момент увольнения С.А.А. с военной службы Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

Пунктом 2.1 ст. 15 действующего Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантировано обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство РФ своим Постановлением от 06 сентября 1998 года № 1054 утвердило Правила учета (далее - Правила) военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Подпункт "в" пункта 26 Правил учета предусматривает, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезде на другое постоянное место жительства.

В соответствии с пунктом 7 Правил одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Согласно пункту 22 Правил, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства.

Следовательно, действующие в настоящий момент нормы российского законодательства не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.

В целях обеспечения воинского учета в соответствии со ст. ст. 8, 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства. Кроме того, данными нормами предусмотрено, что граждане обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства.

Установлено, что <…> года С.А.А. снялся с регистрационного учета по месту жительства в предоставленной ему квартире маневренного жилого фонда <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги от <…> года. Согласно сообщению военного комиссариата <…> области по <…> району от <…> года № <…> с <…> года С.А.А. состоит на учете в отделе военного комиссариата <…> области по <…> району, зарегистрирован по <адрес 2>. <…> года С.А.А. снялся с воинского учета в военном комиссариате по <…> округу г. Белгорода, что подтверждается сообщением райвоенкомата от <…> года.

Из объяснений истцов в судебном заседании следует, что фактически семейные отношения со Святенко А.А. прекращены четыре года назад. В течение этих лет связь со С.А.А. не поддерживалась, а о его новом месте жительства стало известно только после обращения в суд.

При таких обстоятельствах решение о снятии С.А.А. составом семьи 5 человек с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Правил, в связи со снятием с воинского учета в г. <…> и выездом на другое постоянное место жительства, является законным и обоснованным.

Истцами не приведено достаточных данных и не представлено каких-либо убедительных фактов, кроме рассуждений общего характера, о противоречии принятого решения о снятии их с учета нуждающихся в получении жилья по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, федеральным законам или другим нормативным правовым актам.

Истцы, являясь бывшими членами семьи С.А.А., не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем по льготе военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на жилищный учет до <…> года. Право членов семей граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения за счет федерального бюджета производно от права на получение жилья самого бывшего военнослужащего, принятого на жилищный учет до <…> года.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой «военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу».

Статус члена семьи военнослужащего не предполагает выполнение публичных конституционно значимых функций, и, несмотря на то, что члены семьи вместе с военнослужащим довольно часто вынуждены менять место жительства, претерпевать определенные тяготы, связанные с проживанием в закрытых военных городках и удаленной от «цивилизации» местности, законодатель не относит их к той категории граждан, которым жилье предоставляется бесплатно либо за доступную плату (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Нахождение семьи Святенко Л.В. до <…> года на учете нуждающихся в получении жилья как многодетной семьи никак не влияет на порядок учета семьи С.А.А. в качестве нуждающихся в получении жилья по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение о снятии С.А.А. составом семьи 5 человек с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принято ответчиком в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, а требования заявителей, в этой связи, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Святенко Л.В., Святенко Д.А., Святенко А.А., Святенко Ал.А. к администрации города Белгорода о восстановлении в списках очередности с <…> года на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и о признании права состоять на жилищном учете по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на жилищный учет до <…> года, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья