Решение по иску о восстановлении в списках грждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья



Гр. дело № 2-2739- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего - судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре - Древаль А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дея В.И. к администрации г. Белгорода, с участием третьего лица Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о восстановлении в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья,

у с т а н о в и л:

Дей В.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

Приказом <…> Военно-Морским Флотом от <…> года № <…> <…> Дей В.И.- <…>, уволен с действительной военной службы в запас по ст. 48 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» - <…>.

Приказом <…> войсковой части <…> от <…>года № <…> Дей В.И. с <…> года исключен из списков личного состава части и снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в <…> РВК г. <…>.

Его календарная выслуга лет составила <…> лет.

После увольнения с военной службы Дей В.И. избрал постоянным местом жительства г. <…> и решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку. Во исполнение решения жилищной комиссии Дей В.И. был принят на жилищный учет распоряжением администрации города Белгорода с <…> года.

Распоряжением администрации города Белгорода от <…> года № <…> по результатам рассмотрения материалов заседания комиссии по жилищным вопросам Дей В.И. исключен из списка квартирного учета администрации города Белгорода как не прошедший перерегистрацию.

Дело инициировано иском Дея В.И., который просит обязать администрацию города Белгорода восстановить его в списках очередников - граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилого помещения на территории <…>, с <…> года (с учетом заявлений об уточнении исковых требований).

В обоснование заявленных требований сослался на отсутствие предусмотренных законом оснований для исключения его из списков военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий до <…> года.

В судебном заседании Дей В.И. и его представитель Пипченко Л.Г. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Медведева А.О. просила в удовлетворении иска отказать, считая решение об исключении Дея В.И. из списка квартирного учета администрации города Белгорода как не прошедшего перерегистрацию законным и обоснованным. Просила о применении срока исковой давности.

Представитель третьего лица Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области - Зимин Д.А. поддержал правовую позицию представителя ответчика.

Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года № 122- ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

С 1 января 2005 г. система обеспечения жильем военнослужащих претерпела существенные изменения в связи с вступлением в действие Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. С органов местного самоуправления была снята обязанность по обеспечению жильем военнослужащих. Лица, уволенные с военной службы до 01 января 2005 г., и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем путем выдачи жилищного сертификата органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года.

Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6).

Пунктом 12 Правил установлено, что ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (абз 11 п. 7 Правил).

На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы (пункты 20, 21 Правил).

Пункт 26 Правил содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Не прохождение перерегистрации не является предусмотренным п. 26 Правил случаем для снятия с жилищного учета. Не имеется и предусмотренных ст. 32 ЖК РСФСР оснований для снятия Дея В.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представители администрации г. Белгорода и Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области не назвали норму права, которая позволяла бы исключить гражданина, уволенного с военной службы и принятого на жилищный учет граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, по мотивам непрохождения перерегистрации. Не названа норма права, которой на данную категорию граждан возлагалась бы обязанность по прохождению перерегистрации.

Предусмотренный ст. 196 ГК РФ срок исковой давности истцом не пропущен. Согласно объяснениям Дея В.И. в суде об исключении из списка квартирного учета он узнал в <…> года. Доказательств, опровергающих эти доводы, представителем ответчика и выступившим на его стороне представителем третьего лица Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, не представлено. Заявление Дея В.И. от <…> года с просьбой объяснить причину снятия с очереди на получение жилья доводы истца о том, что узнал о нарушении своего права в <…> года, не опровергает.

При таких обстоятельствах с целью восстановления нарушенного права заявителя следует обязать администрацию города Белгорода восстановить Дея В.И. на жилищный учет граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий в г. <…> по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, с даты первоначальной постановки на учет- <…> года, отказав в удовлетворении требований о восстановлении в списках очередников, нуждающихся в получении жилого помещения на территории <…> области, т.к. ответчик не ведет учет нуждающихся в получении жилья на территории всей области, а только в г. <…>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Дея В.И. к администрации г. Белгорода о восстановлении в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья, признать обоснованным в части.

Обязать администрацию города Белгорода восстановить Дея В.И. на жилищный учет граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий в г. <…> по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, с даты первоначальной постановки на учет - <…> года.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Дея В.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья