Гр. дело № 2-4038-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи - Зюзюкина А.Н., при секретаре - Багировой С.С., с участием: истца Добронравова Ю.В., представителя ответчика администрации города Белгорода - Медведевой А.О. (доверенность от 11.02.2011 года) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Добронравова Ю.В. к администрации г. Белгорода о принятии на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: Добронравов Ю.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с <…> года. Приказом <…> войсками противовоздушной обороны № <…> от <…> года <…> Добронравов Ю.В. уволен в запас по пункту <…> ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (утверждено Постановлением Совмина СССР от 18.11.1971 года № 846), т.е. <…>. Приказом <…> войсковой части <…> от <…> года Добронравов Ю.В. с <…> года исключен из списков личного состава части, снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в <…> РВК. Его календарная выслуга лет составила <…> лет. С <…> года Добронравов Ю.В. прописан по месту жительства <адрес>. Дело инициировано иском Добронравова Ю.В. к администрации города Белгорода. Ссылаясь на необеспеченность жильем, отказ администрации города Белгорода принять на учет граждан нуждающихся в получении жилья без решения о признании малоимущим, заявитель просит суд обязать органы местного самоуправления города Белгорода поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в собственность бесплатно, в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Белгородской области, т.к. был уволен с военной службы (с учетом заявления об уточнении требований от 13.12.2011 года). В судебном заседании Добронравов Ю.В. исковые требования поддержал. Представитель ответчика администрации города Белгорода - Медведева А.О. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что заявитель на жилищном учете в администрации города Белгорода по списку граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, не состоял и не состоит. Возможность удовлетворить просьбу истца о постановке на жилищный учет отсутствует, поскольку после <…> года органы местного самоуправления не правомочны рассматривать вопросы о постановке на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы. Документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в получении жилья Добронравов Ю.В. не предоставлял. Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления в заявительном порядке. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года № 122- ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. С 1 января 2005 г. система обеспечения жильем военнослужащих претерпела существенные изменения в связи с вступлением в действие Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. С органов местного самоуправления была снята обязанность по обеспечению жильем военнослужащих. Лица, уволенные с военной службы до 01 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем путем выдачи жилищного сертификата органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года. Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6). Для того, чтобы быть принятым на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, в силу пунктов 8 и 17 Правил вместе с заявлением о принятии на учет обязаны были предоставить: удостоверение по форме согласно приложению № 1 к Правилам, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего; выписку из личного дела о составе семьи; выписку из домовой книги; копию финансового лицевого счета; выписку из приказа об увольнении; выписку из приказа об исключении из списков личного состава части; справку об отсутствии забронированной жилой площади; справку из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья; справку финансовых органов части о неполучении социальных выплат. Для того, чтобы получить жилое помещение в собственность либо единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в Белгородской области, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, к заявлению о предоставлении жилья либо единовременной выплаты прилагают следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность гражданина, уволенного с военной службы, и совместно проживающих с ним членов его семьи; удостоверение о праве на льготное обеспечение жильем (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054); справку из военного комиссариата об общей продолжительности военной службы (службы); выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения; выписку из приказа об исключении из списков личного состава части (учреждения, организации); справку (выписка из личного дела), заверенную полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, о составе семьи гражданина, уволенного с военной службы; справку об отсутствии забронированного жилья; справка от администрации закрытого административного территориального образования о неполучении субсидии на отселение из закрытого административного территориального образования для граждан, уволенных с военной службы, проживавших ранее на территории закрытого административного территориального образования; справку финансовых органов части (военного комиссариата) о неполучении субсидии на строительство (приобретение) жилья; выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета; выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); справки (сообщения) бюро технической инвентаризации с 1 января 1991 года до 31 января 1998 года на гражданина, уволенного с военной службы, и всех членов его семьи о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности с места постоянного проживания; справки (сообщения) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с 31 января 1998 года на гражданина, уволенного с военной службы, и всех членов его семьи о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности с места постоянного проживания; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина, уволенного с военной службы, и лиц, указанных им в качестве членов семьи; документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина, уволенного с военной службы, иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма (договору найма), органу, предоставившему им это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность по форме согласно приложению № 2 (в 2 экземплярах) - в случаях; справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы; подтверждение квартирно-эксплуатационного органа, выдавшего справку, по запросу органа местного самоуправления факта сдачи указанным гражданином, уволенным с военной службы, ранее занимаемого жилого помещения; технический паспорт жилого помещения или справку органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина, уволенного с военной службы, и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма (пункт 2.2 Постановления правительства Белгородской обл. от 14.03.2011года № 90-пп (ред. от 23.05.2011) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Белгородской области»). Для того, чтобы быть принятым на территории Белгородской области на жилищный учет после 01.01.2005 года гражданин, в том числе из категории уволенных с военной службы, вместе с соответствующим заявлением о принятии на учет предоставляет в осуществляющий такой учет орган (на территории г. Белгорода - Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода): - документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, иные документы в соответствии с действующим законодательством); - решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим; - документы, подтверждающие нуждаемость в получении жилья или улучшении жилищных условий (выписка из домовой книги; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, иные документы в соответствии с действующим законодательством); выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая в отношении каждого члена семьи заявителя); при необходимости иные документы (выписка из лицевого счета, акт проверки жилищных условий). - иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ст.ст. 2, 3 Закона Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 (ред. от 10.03.2009) "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Белгородской областной Думой 27.04.2006). В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в установленном законом порядке истец не обращался в администрацию города Белгорода с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Установлено, что с <…> года по <…> год истец проживал на территории <адрес2>, затем проживал в <адрес 3>. В <…> году Добронравов Ю.В. обратился в Министерство обороны РФ по вопросу постановки в очередь для получения жилья в г. <адрес 3>. В ответе на это обращение от <…> года Военным комиссариатом <…> области ему было рекомендовано обратиться в военный комиссариат по месту жительства для оформления соответствующих документов и направления их в администрацию города. Доказательств выполнения этой рекомендации истец не предоставил. С <…> года Добронравов Ю.В. по вопросу постановки на квартирный учет стал обращаться к Президенту РФ, к Председателю Государственной Думы Федерального собрания РФ, в Министерство обороны РФ, в аппарат уполномоченного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе по вопросам постановки на жилищный учет и предоставления жилья. По результатам рассмотрения этих обращений Добронравову Ю.В. даны разъяснения о необходимости обращения в сектор по признанию и учету нуждающихся в жилых помещениях управления социальной защиты населения администрации города Белгорода. Доказательств обращения в управление социальной защиты населения администрации г Белгорода с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий и документами, подтверждающими право состоять на учете, истец не предоставил. Видно, что Добронравов Ю.В., если и обращался в администрацию г. Белгорода, то сразу с требованиями о предоставлении ему жилья, на что ему обоснованно разъяснялось о необходимости сперва стать на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В своих объяснениях Добронравов Ю.В. ссылался на те обстоятельства, что после увольнения с военной службы в запас в <…> году он избрал своим местом жительства <адрес 2>, проживал на жилой площади жены и на учет нуждающихся в получении жилья не становился, т.к. считал себя обеспеченным жильем. При распаде СССР принял гражданство <…>, затем вышел из него и решил поселиться на территории РФ, рядом с <адрес 2>, для удобства свиданий с <…>. На основании ст. 12, 56 ГПК РФ, учитывая возможность жилищного обеспечения военнослужащего за счет бюджета один раз, на истца судом была возложена обязанность предоставить документы о том, что после увольнения с военной службы он на учете нуждающихся в получении жилья не состоял и жильем не обеспечивался, а также другие документы, подтверждающие нуждаемость в получении жилья или улучшении жилищных условий. Таких доказательств истец тоже не предоставил. С учетом изложенного суд не находит правовых оснований для признания нарушенным права истца состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения. Документы, подтверждающие право состоять на учете, он не представил и это является предусмотренным ч. 1 ст. 54 ЖК РФ основанием для отказа принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Суд отказывает Добронравову Ю.В. в удовлетворении исковых требований и повторяет о необходимости соблюдения установленного ст. 52 ЖК РФ и Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» заявительного порядка обращения в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет нуждающихся в получении жилья. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 49-52, 54 ЖК РФ, суд- Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Добронравова Ю.В. к администрации г. Белгорода о принятии на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, отказать. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -