Гражданское дело № 2-4307-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 декабря 2011 г. г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи: Сытник А.П. при секретаре: Воскобойниковой О.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Утенина Н.В. к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» об установлении процента утраты профессиональной трудоспособности, у с т а н о в и л: Утенин Н.В. проходил службу в системе МВД с <…>г., заключением ВВК УВД Белгородской области от <…>г. был признан негодным к военной службе. Приказом начальника УВД Белгородской области от <…>г. №<…> Утенин Н.В. уволен из органов внутренних дел РФ с <…>г. по п.<…> ч.<…> ст.<…> Закона РФ «О милиции» - <основание увольнения>. С <…>г. Утенину Н.В. установлена бессрочно <…> группа инвалидности по причине военной травмы с определением <…> степени ограничения способности к трудовой деятельности. С целью взыскания в установленном законом порядке сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, Утенин Н.В. обратился в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» с заявлением об освидетельствовании для определения степени утраты профессиональной трудоспособности. В удовлетворении его обращения ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» отказано со ссылкой на то, что степень утраты профессиональной трудоспособности в связи с военной травмой осуществляется на основании решения суда. Утенин Н.В. инициировал дело иском к ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области», которым просил признать незаконным отказ в определении степени утраты трудоспособности и обязать ответчика определить ему степень утраты трудоспособности в процентах с момента определения группы инвалидности. В судебном заседании заявитель уточнил требования, просил обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести его освидетельствование на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей с <…>г. и выдать справку установленного образца. Представители ответчика - Масловская Ю.С. (по доверенности) и Курганская О.В. (по доверенности) иск не признали, сослались на то, что ФГУ МСЭ определяют степень утраты профессиональной трудоспособности лицам, причина инвалидности которых – трудовое увечье или профессиональное заболевание, критерии определения процента утраты трудоспособности для бывших сотрудников МВД до настоящего времени не определены, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. Представитель третьего лица - УМВД России по Белгородской области – Захарова М.М. (по доверенности) иск не поддержала. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Свидетельством о болезни №<…> от <…>г. подтвержден факт наличия у Утенина Н.В. военной травмы, заболевание получено в период военной службы. Заявитель признан временно негодным к военной службе. Как следует из свидетельства о болезни №<…> от <…> г. заявителю установлен диагноз: <…>. Согласно справке МСЭ -<…> №<…>, <…>г. Утенину Н.В. установлена <…> группа инвалидности бессрочно, причина определена как «военная травма». В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. В силу ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь. Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. Таким образом, для определения размера сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, сотруднику органов внутренних дел необходимо определить степень утраты профессиональной трудоспособности либо утраты общей трудоспособности. Согласно Уставу ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», утвержденному приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 года №327, к компетенции федерального бюро отнесено осуществление комплексной реабилитационно-экспертной диагностики с применением новейших технологий, результатов научных разработок с целью определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты, включая разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая медицинский, психологический, профессиональный и социальный аспекты, а также осуществляет мероприятия по комплексной медико-социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. В силу ст. 4 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991г. №1026-1 милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. В связи с этим, возмещение вреда сотрудникам милиции осуществляется на основе действующих в РФ общих норм гражданского права. Об этом свидетельствуют и ссылки на нормы ГК в п.п. 21, 22 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденных Приказом МВД РФ от 15.10.1999 года № 805, согласно которым при назначении пенсии по инвалидности, связанной с повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности и ведущими к досрочному увольнению со службы, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма возмещения вреда, причиненного его здоровью. При этом размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со ст. 1086 ГК РФ. По вопросу освидетельствования для установления степени утраты профессиональной трудоспособности заявитель обратился в ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области и в ответе от <…> г. № <…> ответчик ему в этом отказал, ссылаясь на то, что освидетельствование граждан на предмет установления утраты профессиональной трудоспособности в связи с военной травмой осуществляется на основании решения суда, вступившего в законную силу. Доводы представителей ответчика о том, что критерии определения процента утраты трудоспособности для служащих органов внутренних дел до настоящего времени не определены, в связи с чем ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» не может провести освидетельствование заявителя на предмет установления Утенину Н.В. степени утраты профессиональной трудоспособности в связи с военной травмой, суд находит необоснованными и не основанными на законе. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» определение степени утраты профессиональной трудоспособности возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении Правил установления степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Министерству труда и социального развития по согласованию с Министерством здравоохранения РФ предложено определить критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В силу п. 7 Правил установления степени профессиональной трудоспособности освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании: обращения работодателя (страхователя); обращения страховщика; по определению суда (судьи); либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при предъявлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудников органов внутренних дел, не имеется. Сам факт отсутствия критериев определения профессиональной трудоспособности по причине военной травмы не может служить основанием для отказа Утенину Н.В. в его освидетельствовании, поскольку ограничивает право на возмещение полученного ущерба. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Требования Утенина Н.В. признать обоснованными. Обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести освидетельствование Утенина Н.В. на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей с <…> года и выдать справку установленного образца. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья -