Решение по иску о возложении обязанности по установлению процента утраты профессиональной трудоспособсности



Гражданское дело № 2-4026-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2011 г. г. Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Сытник А.П.

при секретаре: Воскобойниковой О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотникова Г.Д. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» о возложении обязанности по установлению процента утраты профессиональной трудоспособности,

у с т а н о в и л:

Сотников Г.Д. проходил службу по призыву с <…>г. по <…>г. в войсковой части <…> <адрес>, <…>г. получил травму при исполнении обязанностей военной службы, признан негодным к службе в мирное время, досрочно уволен из Вооруженных Сил.

С <…>г. Сотникову Г.Д. впервые определена <…> группа инвалидности с причиной – травма получена при исполнении обязанностей военной службы, с <…>г. <…> группа инвалидности по причине травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, с определением <…> степени ограничения способности к трудовой деятельности установлена бессрочно.

С целью получения в установленном законом порядке сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, Сотников Г.Д. обратился в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» с заявлением об определении процента утраты трудоспособности.

В удовлетворении его обращения ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» отказано со ссылкой на то, что учреждения МСЭ степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах на основании свидетельства о болезни не устанавливают.

Дело инициировано Сотниковым Г.Д.

Заявитель просил суд обязать ответчика определить ему степень утраты трудоспособности в процентах с момента установления группы инвалидности с <…>г. по настоящее время.

В судебном заседании заявитель уточнил свои требования, просил обязать ФГУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы» провести его освидетельствование на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы с <…> г. и выдать справку установленного образца.

Представитель ответчика - Масловская Ю.С. (по доверенности) иск не признала, сослалась на то, что критерии определения процента утраты трудоспособности для военнослужащих до настоящего времени не определены, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным заявителем доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Факт прохождения Сотниковым Г.Д. военной службы в период с <…>г. по <…>г. в в/ч <…> подтверждается архивной справкой Центрального архива Министерства обороны РФ от <…>г. №<…>, справкой Военного комиссариата Западного административного округа г. Белгорода от <…>г. №<…>.

Как следует из свидетельства о болезни № <…> от <…> г. заявитель <…> г. во время автомобильной аварии получил травму <…>. Ему установлен диагноз: <…>. Травма получена при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно справке МСЭ -<…> №<….>, <….>г. Сотникову Г.Д. установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина определена как «травма получена при исполнении обязанностей военной службы».

В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В силу ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности (ст. 1086 ГК РФ).

Таким образом, для определения размера сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, военнослужащему необходимо определить степень утраты профессиональной трудоспособности либо утраты общей трудоспособности.

Согласно Уставу ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», утвержденному приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 года №327, к компетенции федерального бюро отнесено осуществление комплексной реабилитационно-экспертной диагностики с применением новейших технологий, результатов научных разработок с целью определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты, включая разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая медицинский, психологический, профессиональный и социальный аспекты, а также осуществляет мероприятия по комплексной медико-социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации.

Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 года №56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработанные во исполнение постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 года №789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" для использования учреждениями медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

По смыслу ч.1 ст.37 и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (ч.4), 71 (п."м"), 72 (п."б" ч.1) и 114 (п.п."д","е") военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции РФ - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

В соответствии с Конституцией РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства.

По вопросу освидетельствования для установления степени утраты профессиональной трудоспособности заявитель обратился в ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области и в ответе от <….> г. № <…> ответчик ему в этом отказал, ссылаясь на то, что свидетельство о болезни не является основанием для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.

Доводы представителя ответчика о том, что критерии определения процента утраты трудоспособности для военнослужащих до настоящего времени не определены, в связи с чем ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» не может провести освидетельствование заявителя на предмет установления ему степени утраты профессиональной трудоспособности в связи с травмой, полученной при исполнении обязанностей военной службы, суд находит необоснованными и не основанными на законе.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» определение степени утраты профессиональной трудоспособности возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении Правил установления степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Министерству труда и социального развития по согласованию с Министерством здравоохранения РФ предложено определить критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В силу п. 7 Правил установления степени профессиональной трудоспособности освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится на основании: обращения работодателя (страхователя); обращения страховщика; по определению суда (судьи); либо по самостоятельному обращению пострадавшего или его представителя при предъявлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.

Отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности военнослужащих, не имеется.

Сам факт отсутствия критериев определения профессиональной трудоспособности по причине травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, не может служить основанием для отказа Сотникову Г.Д. в его освидетельствовании, поскольку ограничивает право на возмещение полученного ущерба.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Сотникова Г.Д. признать обоснованными.

Обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести освидетельствование Сотникова Г.Д. на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы за период с <…> г. и выдать справку установленного образца.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200