Решение по иску о признании незаконным отказа в назначении страховых выплат по трудовому увечью и взыскании сумм страховых выплат за утрату здоровья вследствие несчастного случая на производстве



Гражданское дело № 2-3845/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» декабря 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Аняновой О.П.

при секретаре: Красновой И.Е.

с участием прокурора Кошмановой Я.В., представителя ГУ Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ Макотрова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пирогова В.А. к Государственному учреждению Белгородское региональное отделение фонда социального страхования РФ о признании незаконным отказа в назначении страховых выплат по трудовому увечью и взыскании сумм страховых выплат за утрату здоровья вследствие несчастного случая на производстве,

УСТАНОВИЛ:

Пирогов В.А. с 21 декабря 2001 года по 27 сентября 2005 года работал <…> у предпринимателя без образования юридического лица Д..

Трудовой договор 23.01.2002 года зарегистрирован в ИФНС РФ по г. Белгороду, 30.07.2003 г. в УПФР по г. Белгороду.

22.10.2004 года в результате несчастного случая на производстве Пирогов В.А. получил трудовое увечье, о чем составлен акт №1 формы Н-1 от 12.11.2004 г., согласно которому пострадавший получил травму с диагнозом: «<…>.

27.09.2005 г. Пирогову В.А. заключением МСЭ впервые установлена <…> инвалидности с утратой <…> профессиональной трудоспособности по трудовому увечью в связи с несчастным случаем от 22.10.2004 г..

В дальнейшем при повторных ежегодных освидетельствованиях группа инвалидности с утратой <…> заявителю продлевалась до 01.12.2009 года.

С 29.11.2009 г. по 01.12.2011 г. установлена утрата трудоспособности <…>. С 25.11.2011 г. установлена <…> инвалидности и утрата трудоспособности <…> бессрочно в связи с травмой от 22.10.2004 г..

Дело инициировано иском Пирогова А.В. к Государственному учреждению Белгородское региональное отделение фонда социального страхования РФ о признании незаконным отказа в назначении страховых выплат по трудовому увечью и взыскании сумм страховых выплат за утрату здоровья вследствие несчастного случая на производстве. В обоснование иска указал, что 30 июня 2010 года он обратился в фонд социального страхования за назначением ему страховых выплат по утрате здоровья вследствие несчастного случая на производстве от 22.10.2004 года с приложением необходимых справок и документов. 06.07.2010 года он получил письменный отказ в назначении ему страховых выплат. В обоснование отказа ГУ БРО ФСС РФ сослалось на то, что его работодатель Д. не был зарегистрирован на момент происшествия несчастного случая в отделении в качестве страхователя и поэтому его несчастный случай не является страховым. Считает данный отказ не основанным на нормах права, которыми выплаты о которых он просит гарантированы. С учетом уточнения заявленных требований просил: признать незаконным отказ Государственного учреждения Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ в назначении страховых выплат в связи с трудовым увечьем. Обязать Государственное учреждение Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ выплатить Пирогову В.А. в возмещение вреда причиненного повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве <…> руб. и обязать выплачивать ежемесячно страховую выплату, начиная с 01.12.2012 года в размере <…>., с последующей индексацией и до изменения обстоятельств.

Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ГУ Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ Макотров А.А. исковые требования не признал.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по представленным сторонами доказательствам, заслушав заключение прокурора полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 2, 7 и 18; статья 37, часть 1; статья 39, часть 1; статья 46, часть 1; статья 55, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", направленным на гарантирование права на охрану здоровья и защиту имущественных прав пострадавших лиц (статья 35, часть 3; статья 41, часть 1, Конституции Российской Федерации), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору (контракту), путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (пункт 1 статьи 1), к числу которых относятся ежемесячные страховые выплаты, определяемые как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (пункт 1 статьи 12), и производимые в течение всего периода ее стойкой утраты (пункт 3 статьи 10).

Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Пункт 1 статьи 5 указанного Федерального закона предусматривает, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного страхователем.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года, право застрахованного на обеспечение по страхованию, возникает со дня наступления страхового случая.

Согласно абз. 10 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" несчастный случай определяется как событие, в результате которого застрахованный получил при исполнении обязанностей по трудовому договору увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности либо смерть.

Материалами дела объективно подтверждается тот факт, что 22 октября 2004 года Пирогов В.А. в результате несчастного случая на производстве получил трудовое увечье, повлекшее в дальнейшем стойкую утрату профессиональной трудоспособности, а, следовательно, в силу положений Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" имеет право на получение страховых выплат.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод исходит из принципа баланса частного и публичного интереса.

Учитывая изложенное, заслуживают внимания доводы заявителя о нарушении его прав ответчиком.

Отказ ГУ Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ в назначении выплат Пирогову В.А. по тем основаниям, что работодатель Д. не был зарегистрирован на момент происшествия в отделении ФСС в качестве страхователя, в связи с чем, случай, произошедший с Пироговым В.А. 22.10.2004 года не является страховым, основан на неверном применении норм права, что подтверждено разъяснениями, изложенными в абз. 2 п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", где указано, что несмотря на невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов за работника в региональное отделение Фонда социального страхования, взыскание страхового возмещения за причиненный вред здоровью в пользу работника следует производить с соответствующего отделения Фонда, поскольку неблагоприятные последствия за неисполнение работодателем (страхователем) своих обязанностей не должны распространяться на пострадавшего работника.

Иное толкование Закона приводит к лишению и умалению гарантии права заявителя на получение страховых выплат, и как следствие повлечет ограничение конституционного права на использование мер государственной поддержки, предусмотренных Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат, в частности единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат застрахованному.

В соответствие с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Федеральный закон от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", установлено, что в 2011 году сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет 68586,0 рублей.

Поскольку утрата профессиональной трудоспособности Пирогова В.А. составила <…> размер единовременной выплаты будет составлять <…> рублей.

Статья 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает, что размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

В соответствии с п. 5 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.

Данные о размерах тарифных ставок (должностных окладов) работников предоставляются органами по труду субъектов Российской Федерации.

Согласно ответу работодателя сведения о заработной плате Пирогова В.А. за время работы у ИП Д. не сохранились.

Из сообщения Управления по труду и занятости населения области № 09/13-1606 от 12.08.2011 г. следует, что по данным Белгородстата заработная плата по виду экономической деятельности «Строительство» составляет <…> рубля.

Исходя из данного размера заработка и уточненного расчета представленного стороной истца сумма общая сумма задолженности по ежемесячным страховым выплатам за период с 01.07.2007 года по 31.10.2011 г. составляет <…> руб..

Общая сумма задолженности составляет <…> руб.. (<…> коп. + <…> руб.).

Сумма ежемесячной страховой выплаты на день рассмотрения иска составляет - <…>.

Заявленные Пироговым В.А. суммы стороной ответчика не оспаривались.

Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ГУ Белгородским региональным отделением фонда социального страхования РФ должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 2, 18 Конституции РФ) предполагает безусловную обязанность суда исследовать и оценивать все возможные варианты их защиты.

Принимая во внимание, то обстоятельство, что до настоящего времени Пироговым В.А. не получены гарантированные законом суммы возмещения вреда здоровью, суд считает, что нарушенное право подлежит восстановлению в полном объеме и на Государственное учреждение Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ в соответствие с ФЗ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" должна быть возложена обязанность по выплате: в возмещение вреда причиненного повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве <…> руб..

В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.

Пункт 11 ст. 12 ФЗ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

В этой связи, суд приходит к выводу о возложении на Государственное учреждение Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ выплачивать Пирогову В.А. ежемесячно страховую выплату, начиная с 01.12.2012 года в размере <…>., с последующей индексацией и до изменения обстоятельств, связанных с установлением процента утраты трудоспособности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пирогова В.А. к Государственному учреждению Белгородское региональное отделение фонда социального страхования РФ о признании незаконным отказа в назначении страховых выплат по трудовому увечью и взыскании сумм страховых выплат за утрату здоровья вследствие несчастного случая на производстве, - признать обоснованными.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ в назначении страховых выплат в связи с трудовым увечьем.

Обязать Государственное учреждение Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ выплатить Пирогову В.А. в возмещение вреда причиненного повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве <…> руб..

Обязать Государственное учреждение Белгородского регионального отделения фонда социального страхования РФ выплачивать ежемесячно страховую выплату, начиная с 01.12.2012 года в размере <…> с последующей индексацией и до изменения обстоятельств, связанных с установлением процента утраты трудоспособности.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья-