Решение по иску о признании права на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, восстановлении срока и взыскании указанных пособий



Гр. дело № 2-3843/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» декабря 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Аняновой О.П.

при секретаре: Красновой И.Е.

с участием истицы Михай А.И., ее представителя адвоката Малановского С.Б., представителя ответчика МБУ «Центр социальных выплат» Лебеденко Ж.Л., представителя третьих лиц ГУ Белгородское региональное отделение ФСС РФ Макотрова А.А., Министерства финансов РФ Веснина П.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михай А.И. к МБУ «Центр социальных выплат» о признании права на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, восстановлении срока и взыскании указанных пособий,

У С Т А Н О В И Л:

Михай А.И. является матерью троих детей: М., <…> года рождения, М., <…> года рождения, М., <…> года рождения.

Михай А.И. обратилась в суд с иском к ГУ Белгородское региональное отделение ФСС РФ о признании права на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и взыскании указанных пособий, ссылаясь на то, что с момента ее рождения у нее не было документа, подтверждающего ее личность, в связи, с чем она не имела возможности вовремя обратиться за получением заявленных выплат. Поскольку причина неполучения пособия является уважительной, с учетом уточнения заявленных требований просила признать за ней право на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и взыскании указанных пособий, восстановить срок обращения за пособием и взыскать с МБУ «Центр социальных выплат» за счет средств федерального бюджета в ее пользу единовременное пособие при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребенком М., <…> года рождения за период с <…> года по <…> года в сумме <…> рублей; единовременное пособие при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, в обоснование иска сослалась на то, что с момента рождения она проживала в городе Белгороде, однако в школу не ходила, паспорта не имела, в связи, с чем не могла своевременно получить свидетельства о рождении детей и обратиться в компетентные органы за получением выплат, о которых просит в настоящее время. Так как она является безграмотной, порядка получения документов она не знала, получила последние только после обращения в суд и принятия решений об установлении факта ее постоянного проживания на территории РФ и об установлении факта рождения и регистрации рождения ее детей.

Представители ответчика МБУ «Центр социальных выплат» Лебеденко Ж.Л., третьих лиц ГУ Белгородское региональное отделение ФСС РФ Макотров А.А., Министерства финансов РФ Веснин П.Н. полагают заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно ст. 17.2 ФЗ № 81 сроки обращения за единовременным пособием и ежемесячным пособием при рождении ребенка ограничены шестью месяцами со дня наступления события. Михай А.И. указанный срок пропустила, причины, на которые ссылается заявитель, по их мнению, уважительной не является.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

Статья 2 Конституции РФ закрепляет обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Провозглашенные в Конституции РФ цели политики Российской Федерации как социального государства (часть 1 статьи 7) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и включает в себя пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В соответствии со статьями 11 и 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, а право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ст. 4 Федерального закона N 81-ФЗ указано, что выплата указанного пособия производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством РФ.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н утвержден «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Подпунктом «Б» п. 29 и абз. 2 п. 30 Порядка определено, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается: лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации, а выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения.

В соответствии с подп. «Д» п. 39 и подп. «Б» п. 45 Порядка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается - в органах социальной защиты населения по месту жительства.

На основании ст. 17.2 Федерального закона N 81-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 233-ФЗ) пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.

Таким образом, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Судом установлено, что Михай А.И., являясь лицом без гражданства и проживая на территории Белгородской области, не работающая, в период с 2006 года по 2011 год родила троих детей: <…> года М., <…> года М., <…> года М..

В связи с тем, что у заявителя отсутствовал паспорт на момент рождения детей, она не имела получить свидетельства о рождении детей и в установленном порядке обратиться за получением пособий, о взыскании которых она просит в настоящем иске.

На основании Федерального закона N 81-ФЗ Михай А.И. имеет право на получение единовременного пособия при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей; ежемесячного пособия по уходу за ребенком М., <…> года рождения за период с <…> года по <…> года в сумме <…> рублей; единовременного пособие при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей и ежемесячное пособие по уходу за М.

Из всех причитающихся истице пособий она в настоящее время получает лишь ежемесячное пособие по уходу за М.

Между тем, следует отметить, что правовая природа всех предусмотренных упомянутым выше Федеральным законом государственных пособий едина, а установленные ст. 17.2 сроки их назначения не являются пресекательными и сами по себе не прекращают права граждан на получение соответствующего социального обеспечения, гарантированного им ст. 39 Конституции РФ.

Иное толкование Закона приводит к лишению и умалению гарантии права заявителя на получение пособий, и как следствие повлечет ограничение конституционного права на использование мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 81-ФЗ ", которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому в случае их пропуска они могут быть восстановлены, в том числе и в судебном порядке, применительно к положениям (по аналогии) ч. 3 ст. 12 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", а также Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 года N 74.

Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности.

При обращении по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования РФ при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием, определенных Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".

В Перечень, наряду с перечисленными причинами, входят иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

При этом заслуживают внимания доводы истицы о том, что причины пропуска обращение за назначением пособий о взыскании которых она заявляет являются уважительными.

В судебном заседании установлено, что Михай А.И. является не грамотным человеком, об этом подтвердили также в судебном заседании допрошенные свидетели Х., П., данный факт стал очевидным вследствие рассмотрения данного иска, и первоначального обращения заявителя в суд, при котором заявление за нее было подписано свекровью, вследствие того, что сама заявительница не умеет писать.

Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 21 июня 2010 года был установлен факт постоянного проживания Михай А.И., 03.02.1989 г. на территории РФ в г. Белгороде. Из текста данного судебного акта следует, что заявитель обратилась с данным заявлением в связи с необходимостью оформления соответствующих документов – паспорта гражданина РФ.

Паспорт гражданина РФ Михай А.И. был выдан 01.04.2011 года.

На основании решения Октябрьского районного суда г. Белгорода от 21 июня 2011 года был установлен факт рождения у Михай А.И. в МУ «городской родильный дом» г. Белгорода <…> года дочери М., <…> года, и <…> года дочери М..

Актовые записи на детей были составлены на основании вышеуказанного решения суда.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 2, 18 Конституции РФ) предполагает безусловную обязанность суда исследовать и оценивать все возможные варианты их защиты.

Поскольку иным способом восстановить нарушенное право заявителя невозможно, суд считает, что нарушенное право истицы на получение единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, подлежит восстановлению, а ее требования о признании права на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, восстановлении срока и взыскании указанных пособий, признать обоснованными.

Суд учитывает положения ст. 10 ГК РФ, где презюмируется, пока не доказано иное, что граждане используют свои права добросовестно.

Фактов злоупотребления правом со стороны заявителя не установлено, требования заявлены исходя из интересов детей.

Размер заявленных сумм соответствует положениям ст.ст. 4.2, 12 и 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, расчет является математически правильным и представителями МБУ «Центр социальных выплат»; ГУ Белгородское региональное отделение ФСС РФ; Министерства финансов РФ не оспаривался.

При изложенных обстоятельствах, с целью восстановления нарушенного права истицы, суд считает необходимым взыскать с МБУ «Центр социальных выплат» за счет средств федерального бюджета в пользу Михай А.И.: единовременное пособие при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей; ежемесячное пособие по уходу за ребенком М., <…> года рождения за период с <…> года по <…> года в сумме <…> рублей; единовременное пособие при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей.

В соответствии со ст. 333. 36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михай А.И. к МБУ «Центр социальных выплат» о признании права на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком и взыскании указанных пособий, восстановлении срока, признать обоснованными.

Взыскать с МБУ «Центр социальных выплат» за счет средств федерального бюджета в пользу Михай А.И.:

- единовременное пособие при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком М., <…> года рождения за период с <…> года по <…> года в сумме <…> рублей;

- единовременное пособие при рождении ребенка М., <…> года рождения в сумме <…> рублей.

МБУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода от уплаты государственной пошлины в доход государства освободить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья-