Решение по иску о признании права на ЕДВ, возложении обязанности по перерасчету



Гражданское дело № 2-514-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2012 года г. Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Сытник А.П.

при секретаре Воскобойниковой О.П.,

рассмотрев гражданское дело по иску Попрядухиной Е.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Попрядухина А.Ю., Попрядухина И.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белгороде о признании права на ЕДВ, возложении обязанности по перерасчету,

у с т а н о в и л :

Попрядухина Е.П. – вдова, Попрядхин И., <…> года рождения и Попрядухин А., <…> года рождения, - сыновья П., погибшего <…> г. при исполнении служебных обязанностей.

Попрядухиной Е.П. и детям погибшего установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) с 01.01.2005 г. в размерах, установленных ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ.

Дело инициировано иском Попрядухиной Е.П. и Попрядухина И.Ю. которые, уточнив первоначально заявленные требования, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» приравнены в предоставлении мер социальной поддержки как члены семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей к участникам Великой Отечественной войны, а также на определение Конституционного Суда «По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны» от 04.04.2007 г., просили суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белгороде установить им и несовершеннолетнему Попрядухину А. с 29 декабря 2008 г. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 23.1 «О ветеранах».

В судебном заседании заявители уточненные требования поддержали.

Представитель ответчика - Кочуева И.Н. (по доверенности) иск не признала, пояснила, что заявительнице и ее сыновьям правомерно установлено ЕДВ в размере, предусмотренном ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. Оснований для назначения ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, не имеется, так как П. погиб после 16.01.1995 г. – даты вступления в силу Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Также указала на то, что по спорам, связанным с исполнением обязательств, финансируемых за счет средств федерального бюджета, территориальные органы ПФР выступают как получатели средств федерального бюджета, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация и соответствующий долг должен взыскиваться с Российской Федерации.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявительницы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно справке начальника <…> РОВД <…> области от <…> г. № <…> П. – <должность> погиб <…> г. при исполнении служебных обязанностей.

Факт смерти <…> г. подтверждено копией свидетельства о смерти <…> № <…>, выданного <…> г. <…> сельской администрацией <…> района <…> области, родственные отношения подтверждены копиями свидетельств о рождении Попрядухина И. (<…> № <…>, выдано <…> г. <…> с/советом <…> района <…> области), Попрядухина А. (<…> № <…>, выдано <…> г. Дворцом бракосочетания г. <…>), свидетельства о браке (<…> № <…>, выдано <…> г. Дворцом бракосочетания г. <…>).

Попрядухин И.Ю., <…> года рождения, обучается по очной форме обучения в <…> институте МВД России, что подтверждено справкой № <…> от <…> г.

Попрядухина Е.П. имеет право на льготы по ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждено копией удостоверения серия <…> № <…> от <…> г.

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые заявительница ссылается как на основания своих требований.

В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Согласно пункту 1 ст. 21 этого же Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Таким образом, п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки супруге и детям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 21 вышеуказанного закона меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", является его гибель при исполнении служебных обязанностей.

Факт гибели П. исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы в органах внутренних дел ответчиком не оспаривался, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у заявительницы и ее сыновей права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".

То обстоятельство, что П. погиб после 16.01.1995 г. – даты вступления в силу Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», не может влиять на их право как членов семьи погибшего на получение мер социальной поддержки, установленных этим законом.

Заявители просят установить ЕДВ в размерах, установленных для участников Великой Отечественной войны, с 29.12.2008 г., за три года, предшествующих обращению в суд, что не противоречит действующему законодательству.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П «По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", п.19 ст. 44 и п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определил, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление членам семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация и соответствующий долг должен взыскиваться с Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, так как согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также согласно п.п. 2.1, 8, 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. № 294, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Подпрядухиной Е.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Подпрядухина А.Ю., Подпрядухина И.Ю. признать обоснованными.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде установить Подпрядухиной Е.П., Подпрядухину И.Ю. и Подпрядухину А.Ю. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 23.1 «О ветеранах» - с 29 декабря 2008 года.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после изготовления его в полном объеме в пятидневный срок путем подачи кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья –