Гр. дело № 2- 3997- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 декабря 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре- Багировой С.С., с участием: представителя заявительницы Лебедевой Л.А.- Рева Ю.А. (доверенность от 31.10.2011 года), представителя заинтересованного лица администрации города Белгорода- Шустовой Н.Н. (доверенность от 11.02.2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лебедевой Л.А., с участием заинтересованных лиц администрации города Белгорода и Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода, об оспаривании решений об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, у с т а н о в и л: Лебедева Л.А., <…> года рождения, инвалид <…> группы, награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и имеет права на льготы, предусмотренные статьей 18 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах». <…> года Лебедева Л.А., проживая у родственников в квартире № <адрес 1>, обратилась в администрацию г. Белгорода с заявлением о постановке её на жилищный учет, ссылаясь на отсутствие жилья. Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Лебедевой Л.А. было отказано в постановке на учет на основании п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ по тем мотивам, что проживает составом семьи 3 человека в квартире, имеющей общую площадь 46, 5 кв.м., в связи с чем, считается обеспеченной жильем по норме. По договору купли-продажи от <…> года Лебедева Л.А. приобрела 23/ 100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № <адрес 2>, общей площадью 62, 37 кв.м.. Занимая сообразно размеру доли общую площадь 14,35 кв.м., включая жилую комнату площадью 10,53 кв.м., <…> года Лебедева Л.А. повторно обратилась в администрацию г. Белгорода с заявлением о постановке её на жилищный учет. Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода Лебедева Л.А. была принята на жилищный учет в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с целью обеспечения жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Другим решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода Лебедева Л.А. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. <…> года Лебедева Л.А. вновь обратилась в администрацию г.Белгорода с заявлением о постановке её на жилищный учет. Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода Лебедевой Л.А. было отказано в постановке на учет на основании п. 3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. В заявлении, поданном в порядке ст. 254 ГПК РФ, Лебедева Л.А. просит признать обоснованным ее заявление об оспаривании решений комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода от <…> года и от <…> года и обязать администрацию города Белгорода устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод путем постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с <…> года. В обоснование заявленных требований сослалась на необеспеченность по норме жильем, отрицая как предоставление в администрацию города Белгорода каких- либо недостоверных сведений, так и совершение умышленных действий с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебное заседание Лебедева Л.А. не явилась. Её представитель - Рева Ю.А. просил признать незаконными решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода от <…> года в части снятия Лебедевой Л.А. с жилищного учета и от <…> года в части отказа заявительнице в удовлетворении просьбы о принятии на жилищный учет, и восстановить Лебедеву Л.А. на учет нуждающихся в получении жилья с <…> года. Представитель заинтересованного лица администрации города Белгорода - Шустова Н.Н. просила признать заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на совершение Лебедевой Л.А. действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещение. Это выезд из квартиры № <адрес 1>, принадлежащей дальним родственникам, в собственную жилую комнату. Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными в части. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Лебедева Л.А. награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеет льготы, установленные ст. 18 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно пп. 3 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», предоставляется такая меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом согласно ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека. Из доводов сторон, документов, которые заявительница представила <…> года и <…> года вместе с заявлением о принятии на жилищный учет, следует, что заявительница проживает составом семьи один человек и зарегистрирована в трехкомнатной квартире № <адрес 2>, которая принадлежит ей на праве общей долевой собственности и в которой на нее приходится 14,35 кв.м. общей площади, включая одну жилую комнату площадью 10,53 кв.м.. Заявительница иной жилой площади на праве собственности или по договору социального найма не имеет, что подтверждается справками БТИ г. Белгорода от <…> года и <…> года, выписками из ЕГРП от <…> года и <…> года. В связи с изложенным, суд считает доказанным нуждаемость заявительницы в улучшении жилищных условий, т.к. обеспечена жильем менее не обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При таких обстоятельствах Лебедева Л.А. была принята на жилищный учет решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода. Снята с учета нуждающихся в жилых помещениях Лебедева Л.А. была решением комиссии <…> года на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Согласно данной норме граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В силу части 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. При рассмотрении настоящего дела представитель заинтересованного лица администрации города Белгорода - Шустова Н.Н. сослалась на то, что принятие решения о постановке Лебедевой Л.А. на жилищный учет стало результатом неправомерных действий должностных лиц, но в чем выразилась противоправность действий и какими должностными лицам эти действия совершены, затруднилась назвать. При исследовании материалов учетных дел заявительницы также установлено, что с момента принятия решения <…> года о принятии Лебедевой Л.А. на жилищный учет и до принятия <…> года решения о снятии с жилищного учета, никакие документы дополнительно не предоставлялись. Объективных данных соблюдения администрацией города Белгорода предусмотренного частью 2 статьи 56 ЖК РФ срока для принятия решения о снятии заявительницы с учета, судом по представленным доказательствам не установлено. О принятом <…> года решении о снятии с жилищного учета Лебедева Л.А. была уведомлена письмом от <…> года. Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Установление трехмесячного срока обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности публичных правоотношений. В силу ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск указанного срока по неуважительным причинам может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления независимо от ссылки на данное обстоятельство органов и лиц, решения и действия которых оспариваются. Заявительница не сообщила суду дату, когда ей стало известно о решении от <…> года и не представила доказательств пропуска установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срока по уважительным причинам. Доводы ее представителя о том, что о решении от <…> года Лебедева Л.А. узнала из сообщения Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода от <…> года, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, т.к. еще <…> года заявительница в заявлении на имя начальника Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода просила восстановить ее в очереди на улучшение жилищных условий. При таких обстоятельствах суд отказывает Лебедевой Л.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода от <…> года о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательств суд приходит к убеждению, что отказывая Лебедевой Л.А. в удовлетворении просьбы о постановке на жилищный учет комиссия по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода применила положения ст. 53 ЖК РФ исходя из презумпции недобросовестности заявительницы, что противоречит п. 3 ст. 10 ГК РФ. Из объяснений представителя ответчика и материалов, представленных Лебедевой Л.А. на рассмотрение жилищной комиссии, видно, что к выводу о совершении заявительницей умышленных действий по ухудшению жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, комиссия пришла на основании тех фактов, что до <…> года заявительница в качестве члена семьи собственника жилого помещения проживала в квартире № <адрес 1> и была обеспечена по норме жилой площадью, но потом по договору купли-продажи от <…> года приобрела в собственность 23/100 доли в праве собственности на квартиру №<адрес 2>, в которой на нее приходится 14, 35 кв.м. общей площади жилья. С этими выводами жилищной комиссии и с доводами представителя администрации города Белгорода суд не может согласиться. Лебедева Л.А., которая не имела собственного жилья, приобрела жилье в собственность и теперь занимает отдельную комнату. Комиссия по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода не учла, что собственник квартиры № <адрес > В.А.С. и проживающий в этой квартире Н.Е.А. дальние родственники заявительницы. Комиссия не проверила действительно ли Лебедева Л.А. является членом семьи В.А.С. в том смысле, что в силу ст. 31 ЖК РФ дальние родственники могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения лишь в исключительных случаях. Материалы, которые явились предметом исследования жилищной комиссии при принятии оспариваемого решения, не содержат никакой информации о наличии исключительного случая, позволяющего признать Лебедеву Л.А. членом семьи В.А.С.. Не учла жилищная комиссия и тот факт, что в заявлении на имя начальника Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода от <…> года Лебедева Л.А. указывала на не невозможность дальнейшего проживания с В.А.С. и вынужденный характер своего поступка по перемене места жительства. При таких обстоятельствах суд признает неправомерным решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода от <…> года об отказе в постановке на учет Лебедевой Л.А. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. С целью восстановления нарушенных прав заявительницы и в соответствии со ст. 258 ГПК РФ следует обязать администрацию города Белгорода принять заявительницу на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с <…> года. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 256, 258 ГПК РФ, ст.ст. 50- 54 ЖК РФ, суд- Р Е Ш И Л: Заявление Лебедевой Л.А. об оспаривании решений об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, признать обоснованным в части. Признать неправомерным решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода об отказе в постановке на учет Лебедевой Л.А. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Обязать администрацию города Белгорода принять Лебедеву Л.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с <…> года. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Лебедевой Л.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -