Решение по иску о признании права собственности в порядке наследования



Гр.дело № 2-3257/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года г. Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи – Головиной Н.А.,

при секретаре - Крюковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмичевой В.А. к Луневой Н.А. и администрации города Белгорода о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмичева В.А. и Лунева Н.А. на основании свидетельства о праве наследования по закону №<…> от <…>1962 года являются наследниками по закону 1/2 имущества их отца М.А.С., умершего <…>1962 года.

Унаследованное имущество состоит из 1/2 части домовладения, которое включает жилой деревянный дом, размером <…> кв.м., две жилые комнаты, две пристройки на земельном участке мерою 763 кв.м., находящиеся по адресу: <…>.

Другим участником общей долевой собственности являлась мать Кузьмичевой В.А. – Л. (до брака И.) Н.А. на основании решения народного суда города Белгорода от <…>1962 года. Согласно указанного решения за ней было признано право на 1/2 часть домовладения, расположенного по адресу: <…>.

<…>1997 года Л.. умерла, завещав все свое имущество дочери Кузьмичевой В.А., которая с 1958 года постоянно проживала в указанном домовладении и фактически приняла наследство как после отца, так и после смерти матери.

Оформить надлежащим образом свои права на наследственное имущество Кузьмичева В.А. лишена возможности, поскольку наследодателями при жизни осуществлено строительство построек, которые являются самовольными.

Дело в суде инициировано иском Кузьмичевой В.А., которая просила признать за ней право собственности на самовольные постройки с учетом долей в праве на жилой дом.

В судебном заседании истица и ее представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.

Ответчик Лунева Н.А. до разбирательства дела по существу представила суду заявление о признание исковых требований Кузьмичевой В.А.

Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает заявленный иск обоснованным.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Аналогичные положения закреплены в ст. 1111 ГК РФ, на основании которой наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Заявителем представлены бесспорные доказательства, подтверждающие выделение М.А.С. для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, общей площадью 700 кв.м. по адресу: <…>.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из похозяйственной книги и наличии у гражданина права на земельный участок.

При жизни, М.А.С. и Л. для улучшения жилищных и бытовых условий осуществлено строительство постройки под литером Г-3 сарай, общей площадью по наружному обмеру <…>кв.м.

<…>1962 года М.А.С. умер. После его смерти открылось наследство на 1/2 часть домовладения, которое включало жилой деревянный дом, размером <…> кв.м., две жилые комнаты, две пристройки на земельном участке мерою <…> кв.м., находящиеся по адресу: <…>.

Решением Народного суда города Белгорода от <…>1962 года за И. признано право собственности на 1/2 часть домовладения №<…> по улице <…> в городе Белгороде.

Решение Белгородского областного суда от <…>1962 года брак между И. и И. расторгнут, после чего ей присвоена фамилия Л..

<…>1962 года нотариусом 1-Белгородской Государственной нотариальной конторы выдано свидетельство о праве наследования по закону после смерти М.А.С. его дочерям И. и И. (после вступления в брак Кузьмичева и Лунева).

<…>1997 года Л. умерла, завещав все свое имущество дочери Кузьмичевой В.А.

Как следует из пояснений истца, справки уличного комитета Кузьмичева В.А. с 1958 года и по настоящее время постоянно проживает в доме <…> по улице <…> в городе Белгороде.

Таким образом, она приняла наследства, пользуется им, несет бремя по его содержанию.

По данным БТИ домовладение №<…> по улице <…> в городе Белгороде зарегистрировано за Кузьмичевой В.А. – 1/4 доли, Л.Н.А. – 1/2 доли, Луневой Н.А. – 1/4 доли.

Как следует из заявления Луневой Н.А. она не претендует на наследственное имущество и признает заявленные Кузьмичевой В.А. требования.

То обстоятельство, что на территории домовладения <…> по улице <…> в городе Белгороде возведена самовольная постройка лишает фактического собственника оформить свои права в отношении унаследованного имущества.

Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (абзац первый). Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абзац второй).

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку.

По смыслу ст. 222 ГК РФ, право собственности на жилой дом, возведенный гражданином без необходимых разрешений, на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства жилья, может быть признано, если жилое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно заключения управления архитектуры и градостроительства администрации города Белгорода от <…>2011 года № <…>, земельный участок по улице <…> расположен на территории города Белгорода, в восточном районе, в жилой зоне, подлежащей реконструкции. Разрешенный вид использования земельного участка «для эксплуатации жилого дома» не нарушает разрешенные для жилой зоны градостроительные регламенты. Земельный участок расположен в границах красных линий. На земельном участке располагаются объекты индивидуального жилищного строительства – жилой дом и хозяйственные постройки. Постройка под литером Г-3, площадью по наружному обмеру <…> кв.м. – самовольно выстроена и находится на расстоянии менее одного метра от границ соседнего земельного участка.

Выводы аналогичного содержания содержат заключение Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» и ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России).

Учитывая, что самовольная пристройка под литером Г-3 не нарушает прав и законных интересов собственника домовладения №<…> Р., о чем он представил собственноручное заявление, суд считает разумным и справедливым включить данную постройку в состав наследственной массы, признав на нее право собственности за истцом.

Суду не предоставлено ни одного доказательства и в судебном заседании не установлено ни одного факта, чтобы суд пришел к иному выводу, чем удовлетворить заявленные требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Кузьмичевой В.А. к Луневой Н.А. и администрации города Белгорода о признании права собственности, признать обоснованным.

Признать за Кузьмичевой В.А. право собственности в порядке наследования по закону после смерти ее матери Л., умершей <…>1997 года на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на домовладение №<…> по улице <…> в городе Белгороде с кадастровым номером <…>, состоящее из жилого дом под литером А с пристройками под литером а, а1, а2, общей площадью <…>кв.м., в том числе жилой <…> кв.м., а также построек хозяйственного назначения: летняя кухня под литером Г, общей площадью <…> кв.м., летняя кухня под литером Г1, общей площадью <…> кв.м., летняя кухня под литером Г2, общей площадью <…> кв.м., сарай под литером Г3, общей площадью <…> кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским дела м Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -