2-969/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 марта 2012 года гор. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи: Щербаковой Ю.А. при секретаре: Щетининой Ю.А. с участием представителя истца Падалкина С.В. – Ивановой М.В., представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» Масловской Ю.С., действующей на основании доверенности от 12.01.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Падалкина С.В. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» о признании незаконным отказа в определении степени утраты профессиональной трудоспособности, возложении обязанности провести освидетельствование с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности, У С Т А Н О В И Л: Падалкин С.В. в период с 11.04.1994 года по 08.09.2010 года проходил службу в органах внутренних дел. Заключением ВВК ФГУЗ «Медико-санитарная часть ГУВД по Воронежской области» № <…> от 02.09.2010 года Падалкин С.В. признан ограничено годным к военной службе. Из свидетельства следует, что заболевания получены в период прохождения военной службы и квалифицированы как «военная травма». Приказом Юго-Восточного управления внутренних дел на транспорте от 08 сентября 2010 года № <…> начальник по тыловому обеспечению ЛОВД на ст. Лиски Падалкин С.В. уволен из органов внутренних дел с 08.09.2010 года по п. «з» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (в связи с ограниченным состоянием здоровья). 03 марта 2011 года был освидетельствован в филиале № 28 ФГУ «ГБ МСЭ по Воронежской области», где ему установлена <…> группа инвалидности на срок до 01.04.2012 года. Причина инвалидности - военная травма. При обращении Падалкина С.В. в бюро № 21 ФКУ ГБ МСЭ по Белгородской области по вопросу освидетельствования для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, письмом от 01.02.2012 года № <…> отказано. Дело инициировано иском Падалкина С.В., который, ссылаясь на незаконность отказа в освидетельствовании, просит с учетом уточненных требований признать незаконным отказ филиала № 21 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» в определении степени утраты профессиональной трудоспособности; обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести освидетельствование с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах в связи с военной травмой и по результатам освидетельствования выдать справку установленного образца. В судебное заседание истец не явился. О дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца поддержал заявленные требования. Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» требования не признал. Судом к участию в деле было привлечено в качестве 3-го лица Юго-Восточное ЛУ МВД России на транспорте. Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился. О причинах неявки суд в известность не поставил. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным заявителем доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как следует из свидетельства о болезни № <…> от 02.09.2010 года Падалкин С.В. в период прохождения военной службы при исполнении служебных обязанностей получал травмы, что подтверждено результатами служебной проверки обстоятельств получения травмы. На основании ст.ст. 65 «б», 25 «в», 66 «г», 72 «г», 43 «г», 13 «д» Расписания болезней и Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14.07.2004 г. признан ограниченно годным к военной службе. Из объяснений представителя истца следует, что установление степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо ее доверителю для возмещения вреда, причиненного здоровью. При этом, отказ Бюро в освидетельствовании ограничивает право на получение возмещения. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно частям 1, 3 - 5 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию; при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное денежное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета, а в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с ним договоры. В обеспечение исполнения положений указанной выше нормы Закона "О милиции" Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805 утверждена Инструкция "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких". Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью. Пункт 22 Инструкции, предусматривает, что для решения вопроса о возмещении вреда в специальную комиссию подается заявление сотрудника, к которому прилагаются: а) заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине; б) копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья; в) копия свидетельства о болезни с заключением ВВК о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции "военная травма". При необходимости специальная комиссия вправе запросить другие документы, необходимые для принятия объективного решения. По результатам рассмотрения представленных документов на специальной комиссии руководитель органа внутренних дел издает приказ о выплате сумм в возмещение вреда. Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в силу ст. ст. 1084, 1086 ГК РФ при определении размера подлежащего возмещению заработка, утраченного в результате повреждения здоровья, работникам милиции необходимо определить степень утраты профессиональной трудоспособности либо утраты общей трудоспособности. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18апреля1991года N1026-1, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. Таким образом, возмещение вреда сотрудникам милиции осуществляется на основе действующих в РФ общих норм гражданского права. Согласно Уставу ФГУ "Федеральное бюро МСЭ» к компетенции последнего отнесено осуществление комплексной реабилитационно-экспертной диагностики с применением новейших технологий, результатов научных разработок с целью определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты, включая разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая медицинский, психологический, профессиональный и социальный аспекты, а также осуществляет мероприятия по комплексной медико-социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработанные во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", для использования учреждениями медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 643, утверждены формы документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, к которым относится и справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. В Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Соответственно, Российская Федерация, как социальное государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты. По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 19, 45 и 55). Доводы представителя ответчика о том, что поскольку отсутствуют критерии определения способности сотрудника органов внутренних дел к выполнению его профессиональной деятельности в связи с повреждением здоровья и определения процента ее утраты, в связи с чем, истец не может быть освидетельствован Главным бюро МСЭ, являются не убедительными. Сам факт отсутствия критериев определения профессиональной трудоспособности по причине «военная травма» не может служить основанием для отказа истцу в его освидетельствовании, поскольку ограничивает право на полное возмещение причиненного ущерба. Ссылка представителя ответчика на то, что степень утраты профессиональной трудоспособности может быть установлена лишь на период освидетельствования, не состоятельна. Определением Верховного Суда РФ от 08.04.2003 года № КАС03-132 признан недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения настоящего решения п. 2 Правил в части, ограничивающей возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий дню освидетельствования. Отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности сотрудников органов внутренних дел, не имеется. Пункт 3 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789, ставит в зависимость установление степени утраты профессиональной трудоспособности учреждением медико-социальной экспертизы и признание пострадавшим инвалидом. Обязание установить степень утраты трудоспособности в процентах за три предшествующих года, не противоречит п. 10 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 года № 805. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Бюро № 21 ФКУ ГБ МСЭ по Белгородской области истцу в освидетельствовании является незаконным и на учреждение МСЭ должна быть возложена обязанность по проведению освидетельствования Падалкина С.В. на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать отказ бюро № 21 ФКУ ГБ МСЭ по Белгородской области от 01.02.2012 года № <…> в проведении освидетельствования по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности незаконным. Обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести освидетельствование Падалкина С.В. на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы с момента установления группы инвалидности и по результатам освидетельствования выдать справку установленного образца. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья –