Решение по заявлению об отмене решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 27 от 21.10.2011 года) и пр.



№ 2-1782-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2012 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

Председательствующего судьи: Литвиновой А.М.

При секретаре: Денисенко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Титякова И.П. об отмене решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 27 от 21.10.2011 года) об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении и во включении в списки граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности включить в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Титяков И.П., <…> года рождения, инвалид <…> группы, участник Великой Отечественной войны, имеющий права на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», являясь собственником жилого дома <…>, фактически временно проживает в семье дочери – М. в Новгородской области. В указанном жилом доме зарегистрированы два человека – Титяков И.П. и его внук – Т.

Титяков И.П. обратился в отдел по учету и распределению жилых помещений управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода по вопросу постановки на жилищный учет 30.03.2011 г.

Ответами от 13.04.2011 года, 26.05.2011 года заявителю разъяснено об отсутствии оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с наличием в собственности жилого дома.

По результатам обращения с заявлением в прокуратуру г. Белгорода с указанием на отсутствие в принадлежащем заявителю доме необходимых условий для проживания, комиссией по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода (протокол № 23 от 07.09.2011 г.) принято решение - заявление и пакет документов отправить на доработку в связи с неполным предоставлением пакета документов.

Заключением ООО «И» данное домовладение признано пригодным для проживания, но установлены недостатки, подлежащие устранению.

По результатам повторного рассмотрения документов решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода (протокол №27 от 21.10.2011 г.) отказано в удовлетворении заявления Титякова И.П. на основании п.2 ч 1 ст. 54 ЖК РФ, так как оснований для улучшения жилищных условий не имеется.

Дело инициировано заявлением Титякова И.П., поданного в порядке ст. 254-256 ГПК РФ, который, уточнив требования, просит отменить решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 27 от 21.10.2011 года) об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении и во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения и обязать администрацию г. Белгорода принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготе участника Великой Отечественной войны.

В судебное заседание заявитель не явился, его представитель исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованных лиц полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на обеспечение заявителя жилым помещением, площадью превышающей учетную норму.

Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки инвалидов войны установлены ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Титяков И.П. является участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением соответствующего образца, является инвалидом <…> группы по общему заболеванию (л.д. 11).

Согласно ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для участников ВОВ, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участник Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Титяков И.П. имеет на праве собственности жилое помещение – <…>, общей площадью <…> кв.м, в том числе жилой <…> кв.м. Иного недвижимого имущества в собственности не имеется, что подтверждается справкой БТИ и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако согласно акту проверки жилищных условий от 02.09.2011 года в доме воды нет, отопление газовое, туалет на улице, ванной нет, вода в колонке на улице.

В квартире зарегистрированы два человека заявитель и его внук Т. (домовая книга, справка о составе семьи).

Согласно медицинской документации, имеющиеся у Титяков И.П. заболевания, его возраст не позволяют ему самостоятельно, должным образом обслуживать себя при отсутствии в доме воды, туалета и ванной, в связи с чем, в настоящее время он проживает у дочери в Новгородской области.

Как следует из заключения ООО «И» по обследованию жилого дома <…>, жилой дом 1953 года постройки, основные несущие конструкции здания находятся в удовлетворительном (работоспособном) состоянии. Однако установлено, что кровля имеет локальные протечки, которые необходимо устранить, некоторые деревянные элементы конструкции кровли имеют следы поражения гнилью и их необходимо заменить, все деревянные конструкции кровли необходимо обработать антисептическим и противопожарными составами. Общий вывод: основные несущие конструкции жилого дома, расположенного по адресу <…> находятся в удовлетворительном (работоспособном) состоянии. При выполнении указанных выше рекомендаций данный дом пригоден для проживания людей.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов.

Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 8 февраля 2007 года N 323-О-П и др.).

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к убеждению, что жилой дом с учетом здоровья заявителя, его возраста непригоден для постоянного проживания в силу необходимости проведения в нем ремонта, требующего сил и средств. Как указывается в заключении при выполнении указанных в нем рекомендаций данный дом будет пригоден для проживания людей. Кроме того, в жилом доме отсутствует водопровод и канализация, что также является существенным препятствием для постоянного нормального проживания в нем заявителя.

Согласно ст. 16 ЖК РФ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12).

Имеющееся в собственности у заявителя жилое помещение названным требованиям не отвечает.

Указанных обстоятельств представитель администрации г. Белгорода в судебном заседании не отрицала и доказательств обратного суду не представила.

С учетом изложенного отказ Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода в постановке Титякова И.П. на учет нуждающихся в жилых помещениях следует признать незаконным и его необходимо поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как участника Великой Отечественной войны.

При наличии указанных обстоятельств суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Заявление Титякова И.П. об отмене решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 27 от 21.10.2011 года) об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении и во включении в списки граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности включить в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, – признать обоснованным.

Отменить решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 27 от 21.10.2011 года) об отказе в признании Титякова И.П. нуждающимся в жилом помещении.

Обязать администрацию города Белгорода поставить Титякова И.П., <…> года рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготе участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд.

Судья -