Решение по иску о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 году



Гр. дело № 2-1336/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2012 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Литвиновой А.М.

при секретаре: Денисенко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Песневой Е.Н. к ГУ Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2012 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Песнева Е.Н., являясь инвалидом <…> группы по причине общего заболевания, имеет право на получение набора социальных услуг, установленного ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ.

25.11.2011 года Песнева Е.Н. обратилась в ГУ БРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на курорт г. Пятигорск, Ессентуки на 2012 год по профилю заболевания «<…>».

В подтверждение своего права представила справку формы 070/у-04 от 23.11.2011 года № 1034, согласно пункту 18 которой, предпочтительным местом лечения истицы является курорты г. Пятигорск, г. Ессентуки, рекомендуемый сезон лечения не указан.

Дело инициировано иском Песневой Е.Н., которая, мотивируя тем, что действиями фонда нарушаются ее права инвалида, гарантированные государством, так как в установленные сроки путевки ответчиком не предоставляются, просила обязать ГУ Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ предоставить путевку в 2012 г. в санаторий г. Пятигорска, г. Ессентуки на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных требований дополнила, что нарушение ее прав носит систематический характер, так как ежегодно она путевкой не обеспечивалась. Полагает, что ответчик в 2012 году не предоставит ей путевку на санаторно-курортное лечение, поскольку не дает такой гарантии ей, а поскольку денежная компенсация в случае если право не реализовано, не предусмотрена, то будет нарушено ее право на санаторно-курортное лечение, гарантированное Конституцией РФ и Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В судебном заседании истица, ее представитель заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что истица преждевременно обратилась в суд ее право Фондом не нарушено, рекомендуемый период ее лечения – 2012 год.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.

Согласно ч. 1, 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов представляет систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и интеграции в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является санаторно-курортное лечение.

Согласно п. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона (в том числе инвалидам), набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. N 864 разработаны и утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу данных Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включенным в перечень, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения.

В соответствии со ст. 6.3 п. 2 приведенного выше федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Также Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с пунктами 3.3, 3.7 которого при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

На основании решения врачебной комиссии о направлении на санаторно-курортное лечение, больному выдается справка для получения путевки, которая действительна в течение 6 месяцев. Форма справки утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение". Заполняется справка лечащим врачом.

Из смысла приведенных выше правовых норм следует, что право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, до конца текущего года и в пределах квоты по обеспечению данными льготами на указанный год; периодом, в течение которого ответчиком должна быть исполнена обязанность по предоставлению путевки, является календарный год.

Материалами дела подтверждается, что Песнева Е.Н. является инвалидом <…> группы по общему заболеванию бессрочно. Ее заявление от 23.11.2011 года на санаторно-курортное лечение зарегистрировано, очередь по профилю заболевания № <…>, по общей очереди № <…>.

Письмом от 10.02.2012 г. ГУ БРО ФСС РФ сообщало истице, что она поставлена на учет в списки очередности на получение санаторно-курортной путевки в 2012 году и по мере поступления путевку будет ею обеспечена по соответствующему профилю.

Согласно справке Ивнянской ЦРБ без числа, в подтверждение ранее выданной 23.11.2011 года, в связи с истечением 6 месяцев, рекомендуемый период лечения истицы указан – лето.

Таким образом, рекомендуемый сезон лечения для истицы еще не наступил, период, в течение которого ответчиком должна быть исполнена обязанность по предоставлению путевки, не истек, возможность получения путевки не утрачена, в выдаче путевки истице отказано не было, сообщение об обеспечении путевкой с учетом очередности не является таким отказом, следовательно, действиями ответчика права и законные интересы истицы не нарушены, а, в силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Доводы о систематическом нарушении фондом прав заявителя не нашли объективного подтверждения в судебном заседании.

Согласно справке филиала № 4 ГУ БРО ФСС РФ от 24.04.2012 года истица в 2006 году посетила санаторий «Минеральные воды» г. Минеральные воды с 07.04.2006 года, в 2008 году санаторий «Русь» г. Анапа с 17.11.2008 года, в 2010 году ГУСОНКСОЦ «Кавказ» г. Ессентуки с 01.07.2010 года, в 2011 году санаторий «Пятигорск» с 17.10.2011 года. Только в 2011 году путевка предоставлена в рамках исполнения судебного постановления (решения Свердловского районного суда г. Белгорода от 22.07.2011 года, вступившего в законную силу 06.09.2011 года). Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о том, что в 2012 г. право заявителя будет нарушено.

Материалами дела подтверждается, что фондом был проведен аукцион с предметом государственного контракта «Оказание услуг в 2012 году по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеванием эндокринной системы». Победителем конкурса, согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме признано ООО «Санаторий «Красная поляна»», с которым с 12.03.2012 года заключен государственный контракт.

Истице предложено рассмотреть вопрос при наличии ее желания о предоставлении ей путевки в данный санаторий во внесудебном порядке. От предложенного варианта истица отказалась и настаивала на том, что ей должна быть предоставлена путевка в санатории г. Пятигорск или г. Ессентуки.

Между тем, согласно Инструкции по заполнению формы № 070/у-04 (Приложение № 5) к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 пункт «Предпочтительное место лечения» не обязательно для заполнения.

Следовательно, отказываясь от получения предлагаемой путевки, гражданин должен представить доказательства тому, что лечение в санатории предлагаемого курорта ему противопоказано, поскольку согласно пункту 1.3 вышеуказанного порядка лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.

Учитывая обстоятельства данного дела необходимо также отметить, что пункт 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусматривает, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Фонд в 2012 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении определяется с учетом этих коэффициентов.

Пунктом 11 Правил установлен порядок производства Фондом социального страхования Российской Федерации расчетов по оплате расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется при наличии медицинских показаний и справки учреждения здравоохранения. Стоимость 1 дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, и размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Приказу № 158 от 14.10.2004 года Министерства Здравоохранения и социального развития РФ «О порядке отбора санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан в рамках государственной социальной помощи» отбор санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан в рамках государственной социальной помощи, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации путем проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 19, ст. 2302) и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 15, ст. 1756) в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу приведенных выше положений нормативных актов ни ГУ БРО ФСС РФ, ни медицинское учреждение, выдавшее справку по форме № 070/у-04, ни сам инвалид, пожелавший воспользоваться государственной социальной помощью, осуществляемой Фондом социального страхования Российской Федерации, не вправе определять какой-либо конкретный санаторий для получения санаторно-курортного лечения, поскольку приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в ином порядке, не допускается.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Поскольку на день рассмотрения дела, нарушений прав истца не установлено, от рассмотрения вопроса санаторно-курортного лечения в ООО «Санаторий «Красная поляна»» истица отказалась, избранный истцом способ защиты несоразмерен нарушению и выходит за пределы, необходимые для его применения, поскольку санатории г. Пятигорска и г. Ессентуки в конкурсе не участвовали, обеспечить истицу путевкой в указанных санаториях в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем, заявленные требования подлежат отклонению.

Истец является инвалидом 2 группы, и в соответствии со ст. 333.36 НК РФ она освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Песневой Е.Н. к ГУ Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в 2012 г. в санаторий г. Пятигорска Ставропольского края, или г. Ессентуки, - отклонить.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья -