Решение по иску о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении, взыскании компенсации морального вреда



№ 2-1439/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2012 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

Председательствующего судьи: Литвиновой А.М.

При секретаре: Денисенко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукашовой Е.М. к администрации г. Белгорода, Комитета финансов и бюджетных отношений администрации г. Белгорода о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении, взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л:

Лукашова Е.М., <…> года рождения, инвалид <…> группы, вдова участника Великой Отечественной войны, имеющая права на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». Ранее являлась собственником жилого дома <…>. 19.11.2008 года снята с регистрационного учета в <адрес> и выехала на постоянное место жительство к дочери в г. Белгород. 19.01.2011 года между Лукашовой Е.М. и П. заключен договор купли-продажи жилого дома, принадлежащего истице и земельного участка под ним.

В настоящее время истица проживает в квартире <…>, общей площадью <…> кв.м, принадлежащей на праве собственности дочери – Васильченко И.В.

В марте 2010 года Лукашова Е.М. обратилась в администрацию города Белгорода с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (протокол от 09.04.2010 г. № 12) в постановке на учет истице отказано, так как представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

На дальнейшее обращение в 2011 году в постановке на учет по имеющейся льготе также отказано (протокол от 25.03.2011 года № 7) на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ).

Дело инициировано исковым заявлением Лукашовой Е.М., которая уточнив требования, просит обязать администрацию города Белгорода принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову участника Великой Отечественной войны, ссылаясь на наличие для этого достаточных оснований, то обстоятельство, что членом семьи дочери она не является, а также взыскать в счет компенсации морального вреда <…> руб.

В судебном заседании истица, ее представитель исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Шустова Н.Н. полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на положения ст. 54 ЖК РФ и факт регистрации в жилом помещении, принадлежащем дочери истицы, размер которого выше учетной нормы.

Представитель ответчика Комитета финансов и бюджетных отношений администрации г. Белгорода Бекетовой М.М. полагает иск подлежащим отклонению.

Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки инвалидов войны установлены ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Лукашова Е.М. является инвалидом <…> группы по общему заболеванию, вдовой участника Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением Л., свидетельством о браке истицы и ее мужа и его свидетельством о смерти, справкой серии МСЭ.

Согласно ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для участников ВОВ, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участник Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

В настоящее время Лукашова Е.М. не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается справкой БТИ от 19.03.2010 г., сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 16.12.2009 г., проживает в квартире дочери по адресу <…>. Названное жилое помещение предоставлено Васильченко И.В. (дочери истицы) на состав семьи три человека (она и двое сыновей), при этом В., Васильченко И.В. по состоянию здоровья имеют право на жилищные льготы, как лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Квартира предоставлена в рамках областного благотворительного марафона «Вместе – мы одна семья!». Лукашова Е.М. в состав семьи включена не была. Согласно заявлению Васильченко И.В. истица зарегистрирована в жилом помещении квартире <…> с 21.11.2008 года. До этого времени проживала в жилом доме в с. <…>. Согласно справке от 01.03.2012 года и характеристике главы администрации <…> сельского поселения от 22.03.2010 года жилой дом <…> построен в довоенное время из местного деревянного материала местными жителями, построен без фундамента, фактически стоит на земле, правая сторона дома стоит на подвале, в результате чего произошла деформация в разные стороны. Дом физически изношен, конструкция дома претерпела коренные изменения. С ноября 2008 года фактически в доме проживает семья П. Договор купли-продажи дома оформлен <…> года. По сообщению от 17.03.2011 года дом находится в хорошем состоянии, обложен деревянным кирпичом, заменены окна.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к убеждению, что истицей не совершались преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Доказательств, подтверждающих обеспеченность истицы жилым помещением выше учетной нормы, представителем ответчика в суд не представлено, хотя такая обязанность в силу ст. 56 ГПК РФ лежит на нем.

Как следует из актов проверки жилищных условий истицы, семьи ее дочери, фактически все указанные лица проживают в двухкомнатной квартире <…>. При этом согласно объяснением истицы и ее дочери членами одной семьи они не являются, истица ведет самостоятельный бюджет, имеет достаточную пенсию (около <…> руб.), не смотря на то, что дочь и внуки оказывают ей уход необходимый в силу ее возраста и состояния здоровья. Из представленного суду заявления на регистрацию в жилом помещении не следует, что Лукашова Е.М. вселялась в качестве члена семьи Васильченко И.В. Однако ее отъезд из села и был связан с состоянием здоровья и невозможностью проживания без постороннего ухода в силу возраста, что ответчиком не опровергнуто.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 8 февраля 2007 года N 323-О-П и др.).

Суд приходит выводу о том, что Лукашова Е.М. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Требование о компенсации морального вреда подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред в случае причинения его действиями, нарушающими личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину неимущественные блага. В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.

В ч. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» установлено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

При этом в данной части Постановления Пленума ВС РФ содержится специальное указание на то, что статьей 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1995 г., указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

В данном случае спор разрешается о защите права, связанного с вопросом обеспечения жилым помещением, на что положения ст. 151 ГК РФ не распространяются.

Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Истцом не представлено доказательств факта причинения нравственных либо физических страданий, подтверждающих причинно-следственную связь между действиями (бездействиями) ответчика по делу и ухудшением состояния здоровья.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Лукашовой Е.М. к администрации г. Белгорода, Комитета финансов и бюджетных отношений администрации г. Белгорода о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении, взыскании компенсации морального вреда, – признать обоснованным в части.

Обязать администрацию города Белгорода принять Лукашову Е.М. <…> года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны.

Требование Лукашовой Е.М. к администрации г. Белгорода, Комитета финансов и бюджетных отношений администрации г. Белгорода о взыскании компенсации морального вреда, - отклонить.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд.

Судья -