№2-2010-2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая 2012 года г. Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе Председательствующего судьи Литвиновой А.М. при секретаре Денисенко О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаманского П.С. к Муниципальному бюджетному учреждению «Центр социальных выплат» с участием третьего лица Управления социальной защиты населения Белгородской области о перерасчете выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, установил: Атаманский П.С. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с <…> г. Заключениями медико-социальной экспертизы от <…> года истцу установлена <…> группа инвалидности с утратой трудоспособности <…> %, <…> года утрата трудоспособности установлена в <…> %, <…> г., <…> года, <…> года процент утраты трудоспособности подтвержден в <…> %. <…> года установлена <…> группа инвалидности с утратой трудоспособности <…> % бессрочно. Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему с 08.08.1997 г. возмещается вред, причиненный здоровью, выплатой ежемесячной денежной компенсации. Дело инициировано иском Атаманского П.С., который считает, что при расчете суммы компенсации в возмещение вреда здоровью ответчиком неправильно произведен расчет суммы возмещения вреда в виду того, что исходя из условного месячного заработка за работу в зоне ЧАЭС, является для него наиболее выгодным. Кроме того, неправильный расчет привел к образованию задолженности. С учетом применения коэффициентов, индексов роста минимального размера оплаты труда, индексов роста прожиточного минимума и индексов уровня инфляции, установленных законодательством с учетом, установленной ему группы инвалидности и размера утраты трудоспособности ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с 01.04.2012 года составит в сумме <…> руб. Просит суд обязать МБУ «Центр социальных выплат» назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с 01.04.2012 года составит в сумме <…> руб. до изменения обстоятельств и включить его в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме с названной даты. Взыскать с МБУ «Центр социальных выплат» за счет средств федерального бюджета в его пользу единовременно задолженность по выплате денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 01.09.1997 года по 31.03.2012 года в размере <…> руб. Истец в судебное заседание не явился, его представитель требования поддержала. Представитель ответчика Бреусова С.В., представитель третьего лица – Подольская И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, находя их необоснованными. Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. Статьей 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС гарантирована ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Статья 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1 (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 180- ФЗ) предусматривает, что в случае возникновения профессионального заболевания, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в условиях, повлекших такое заболевание. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию гражданина) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца. В силу ст. 14 Правил право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежит самому инвалиду. Юридическим фактом, с которым закон связывает право на назначение и выплату денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, является участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Факт участия истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году ответчиком не оспаривался, подтверждается удостоверением соответствующего образца. Суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исчисленное из заработной платы, в связи с тем, что первоначально ему назначено и фактически выплачивалось возмещение вреда здоровья, исчисленное из заработной платы. Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 года № 5-ФЗ гарантирует гражданам, получившим до вступления в законную силу настоящего закона возмещения вреда, право на получение ежемесячной денежной компенсации в ранее назначенной сумме, исчисленной из заработной платы. Следовательно Федеральный Закон от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, вводя с 15.02.2001 года твердые суммы, с целью недопущения уменьшения возмещения вреда, предусмотрел право граждан, ранее получавших возмещение вреда, на получение ежемесячной выплаты, рассчитанной из заработной платы. Конституционный Суд РФ в Постановлении № 18-П от 01.12.1997 г. (пункт 2) разъяснил, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно возмещаться, а его уменьшение – недопустимо. В связи с чем, суд считает, что требование о восстановлении права истца на получение возмещения вреда, исчисленное из заработной платы подлежит восстановлению. При первоначальном назначении сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, расчет произведен исходя из среднего месячного заработка за 12 последних месяцев, предшествующих снижению трудоспособности. Не согласившись с таким решением истец обратился в суд. Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18.08.2003 года иск Атаманского П.С. признан обоснованным, постановлено взыскать с МУ «Центр социальных выплат г. Белгорода» единовременно недополученную сумму возмещения вреда за период с 01.07.2000 года по 31.07.2003 года в размере <…> руб. из средств Федерального бюджета, выделяемых для этих целей, а с 01.08.2003 года взыскивать ежемесячно по <…> руб. до изменения обстоятельств. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 09.12.2003 года названное решение оставлено без изменения. Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 28.08.2006 года требования Атаманского П.С. удовлетворены, постановлено обязать пересчитать истцу с 01.07.2006 года ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью <…> руб. на коэффициенты, взыскать с МУ «Центр социальных выплат г. Белгорода» единовременно недополученную сумму возмещения вреда за период с 01.01.2004 года по 31.07.2005 года в размере <…> руб. из средств Федерального бюджета, выделяемых для этих целей, а с 01.07.2006 года взыскивать ежемесячно по <…> руб. до изменения обстоятельств. Законодательство РФ о возмещении вреда (Правила возмещения вреда, указания Минсоцзащиты РФ «О порядке применения законов РФ от 24.11.1995 г. № 179 и № 180», от 21.03.1996 года № 1-3-У; разъяснения, утвержденные постановлением Минтруда РФ № 3 от 09.10.1996 г.; письмо Минтруда РФ от 05.11.1998 г. № 6223-АО) предусматривало исчисление размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда из заработка, полученного гражданином за время работы по ликвидации аварии на ЧАЭС Из разъяснений пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 (в последующих редакциях) следует, что исходя из норм пункта 3 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании...» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и ст. 14 Правил возмещения вреда, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежит самому инвалиду. Учитывая это суд при разрешении спора не вправе по требованию ответчика либо по своей инициативе вопреки воле инвалида исчислить возмещение вреда по иному критерию. Истец принимал в период с 15.05.1987 г. по 18.07.1987 г. участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, общий заработок за сентябрь составил в мае <…> руб., в июне <…> руб., в июле <…> руб. Наиболее выгодным заработок является в мае. Согласно постановлению Верховного Совета РФ «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда...» от 24 декабря 1992 года № 4214-1, в связи с повышением стоимости жизни заработок, полученный в 1987 году подлежит увеличению на коэффициент 6,4 (абз. 1 пункта 2 постановления) и увеличению в 6 раз, так как этот заработок получен до 1 января 1991 года (абз. 2 пункта 2 Постановления). Верховный Суд РФ в абзаце 2 п. 13 постановления Пленума от 14 декабря 2000 года № 35 (в последующих редакциях) указал, что с целью правильного исчисления возмещения вреда, заработок, полученный до 1 января 1991 года, подлежит увеличению в 6 раз независимо от времени предъявления иска. Таким образом, осовремененный заработок рассчитывается следующим образом <…> : 17 х 25,4 = <…> руб. (17 дни работы в зоне ЧАЭС в мае, 25,4 число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год согласно ст. 103 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ,), <…> руб. х 6,4 х 6 х 139,43 х <…> % : 1000 = <…> руб., где 6 и 6,7 – коэффициенты повышения стоимости жизни, 139,43 совокупный коэффициент роста пенсии, 1000 руб. – коэффициент деноминации рубля, <…> % размер утраты трудоспособности. С 20.05.1999 года размер выплат в связи с изменением размера утраты трудоспособности составит <…> руб. (расчет). В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года, вступившим в силу с 06 января 2000 года, при повышении минимального размера труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Величины МРОТ и даты их централизованного введения определены в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ. Так, с 1 июля 2000 года введен централизовано по Российской Федерации минимальный размер оплаты труда в сумме 132 руб. (ранее МРОТ составлял 83,49 руб.). Коэффициент индексации, подлежащий применению с 1 июля 2000 года, составляет 1,581 (132 руб. : 83 руб. 49 коп.). С 1 января 2001 года централизовано по РФ вводится минимальный размер оплаты труда 200 рублей. Коэффициент индексации, применяемый с 01 января 2001 года составляет 1, 515 (200 руб. : 132 руб.). С 01 июля 2000 года размер выплат истцу должен составить <…> руб. С 01 января 2001 года - <…> руб. С января 2002 года индексация производится по коэффициентам роста прожиточного минимума, признанным ранее состоявшимися судебными решениями в отношении истца, что ответчиком не оспаривалось. С 01.01.2002 г. – <…> руб., с 01.01.2003 г. – <…> руб., с 01.01.2004 г. – <…> руб., с 01.01.2005 г. – <…> руб., с 01.01.2006 года – <…>. Начиная с 1 января 2005 года, выплаты возмещения вреда подлежат увеличению согласно ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ - по уровню инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством РФ. В пункте 1 постановления Правительства РФ «Об индексации в 2007 году размеров компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 21 марта 2007 года № 171 установлен с 1 января 2007 года коэффициент индексации 1,08. Размер ежемесячной выплаты с 01.01.2007 года равен <…> руб. Постановлением Правительства РФ «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 21 декабря 2007 года № 914 (в редакции от 03 сентября 2008 года № 655) установлен с 1 января 2008 года коэффициент индексации выплат в возмещение вреда - 1,105. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2008 года составляет <…> руб. С 1 января 2009 года установлен коэффициент индексации выплат в возмещение вреда - 1,13. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2009 года составляет <…> руб. Федеральным законом от 02.12.2009 года № 308 ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлен уровень инфляции на 2010 год в размере 10 %. Коэффициент индексации по уровню инфляции соответственно составит 1,1. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, подлежащей выплате заявителю с 01 января 2010 года составляет 17722,96 руб. (16111,78 руб. х 1,1). Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079 установлен коэффициент индексации денежных компенсаций инвалидам чернобыльцам с 01.01.2011 года – 1,065. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, подлежащей выплате заявителю с 01 января 2011 года составляет <…> руб. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 1019 установлен коэффициент индексации денежных компенсаций инвалидам чернобыльцам с 01.01.2012 года – 1,06. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, подлежащей выплате заявителю с 01 января 2012 года составляет <…> руб. При изложенных обстоятельствах суд считает исковые требования о пересчете выплат в счет возмещения вреда здоровью подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно части 1 ст. 5 базового Закона выплаты возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Из информации о выплатах, установленных настоящим решением обстоятельств, следует, что истцу за периоды с 01.09.1997 года по 31.03.2012 года денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью выплачивалась в меньших размерах. Согласно основополагающему принципу гражданского права - вред, причиненный личности или имуществу гражданина, должен быть возмещен в полном объеме. Это вытекает из смысла ст.ст. 42 и 53 Конституции РФ, прямо подтверждено в ст. 1064 ГК РФ, в ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в статьях 15 и 58 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ. Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Вина органов соцзащиты в несвоевременном получении истцу сумм возмещения вреда, причиненного его здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в размерах, указанных в настоящем решении суда, следует, в том числе, из не начисления сумм возмещения вреда здоровью исходя из наиболее выгодного для него условного месячного заработка за работу в зоне ЧАЭС, представленная истцом справка от 1997 года в расчет не принята. При исчислении размера задолженности истец просит об индексации сумм задолженности с учетом индекса роста потребительских цен. Учитывая, что задержка выплаты сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14 декабря 2000 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). При этом данная индексация повторной не является, т.к. коэффициенты МРОТ, индексы уровня инфляции использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности. Суд признает обоснованными требования истца о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, с применением индексов РПЦ. Согласно выполненному истцом расчету задолженность по выплатам в счет возмещения вреда здоровью за указанные периоды времени, с учетом применения индексов РПЦ составляет <…> руб. Суд считает данный расчет обоснованным, математически верным, что подтвердили в судебном заседании представители ответчика и третьего лица. В соответствии со ст. 5 и частью 3 ст. 14 базового Закона, территориальный орган соцзащиты осуществляет выплаты сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам из федерального бюджета. В случае образования задолженности по этим выплатам за прошлые годы, такая задолженность подлежит взысканию с органа соцзащиты, уполномоченного на выплату этих средств. В соответствии со ст. 333. 36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Атаманского П.С. к Муниципальному бюджетному учреждению «Центр социальных выплат» с участием третьего лица Управления социальной защиты населения Белгородской области о перерасчете выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью, признать обоснованными. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальных выплат» назначить Атаманскому П.С. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы с 01 апреля 2012 года в размере <…> рублей с последующей ежегодной индексацией согласно действующему законодательству и включить Атаманского П.С. в реестр на получение возмещения вреда здоровью в указанной сумме. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Центр социальных выплат» за счет средств федерального бюджета в пользу Атаманского П.С. единовременно задолженность по выплатам денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01.09.1997 года по 31.03.2012 года в размере <…> руб. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд. Судья –