2-2454/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2012 года гор. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи: Щербаковой Ю.А. при секретаре: Щетининой Ю.А. с участием заявителя Галичий В.В., представителя заинтересованного лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» Масловской Ю.С., действующей на основании доверенности от 12.01.2012 года, представителя УМВД по Белгородской области Зубкова Е.В., действующего на основании доверенности от 25.01.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галичий В.В. о признании незаконным отказа ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» в освидетельствовании, возложении обязанности провести освидетельствование и выдать справку установленного образца, У С Т А Н О В И Л: Галичий В.В. проходил службу в системе МВД России. 12.10.2005 года получил ЧМТ. Приказом УВД по Белгородской области № <…> от 13 апреля 2007 года уволен из органов МВД. Заключением ВВК МСЧ УВД Белгородской области № <…> от 27 сентября 2007 года Галичий В.В. признан негодным к военной службе. Указанным заключением заключение ВВК МСЧ УВД Белгородской области № <…> от 25 июня 2007 года отменено. 23.11.2007 года УВД по Белгородской области издан приказ № <…>, которым внесены изменения в приказ УВД по Белгородской области № <…> от 13.04.2007 года. При освидетельствовании в 2007 году Галичий В.В. установлена <…> группа инвалидности с причиной «общее заболевание». 27.09.2007 года заявителю изменена причина инвалидности на «военную травму», группа оставлена без изменения. При очередном освидетельствовании в период с 11.03.2008 – 01.04.2008 г.г. установлена <…> группа инвалидности с причиной «военная травма» с указанием срока переосвидетельствования. 10.03.2009 года <…> группа инвалидности установлена бессрочно. При обращении Галичий В.В. 11.05.2012 года с заявлением в МСЭ для освидетельствования на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, решением Бюро МСЭ № 9 ФКУ ГБ МСЭ по Белгородской области за № <…> от 15.05.2012 года последнему в освидетельствовании отказано со ссылкой, что степень утраты профессиональной трудоспособности гражданам с причиной инвалидности «военная травма» учреждениями МСЭ не определяется. Дело инициировано заявлением Галичий В.В., который, ссылаясь на незаконность отказа в освидетельствовании, просит с учетом уточненных требований признать незаконным отказ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» в проведении освидетельствования с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности от 15.05.2012 года; обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести ему - Галичий В.В. освидетельствование на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы с 10.03.2009 года и по результатам освидетельствования выдать справку установленного образца. В судебном заседании заявитель поддержал требования. Представитель заинтересованного лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» требования полагает не подлежащими удовлетворению. Представитель УМВД Белгородской области полагает требования не подлежащими удовлетворению. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным заявителем доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно частям 1, 3 - 5 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию; при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное денежное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета, а в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с ним договоры. В обеспечение исполнения положений указанной выше нормы Закона "О милиции" Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805 утверждена Инструкция "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких". Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью. Пункт 22 Инструкции, предусматривает, что для решения вопроса о возмещении вреда в специальную комиссию подается заявление сотрудника, к которому прилагаются: а) заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине; б) копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья; в) копия свидетельства о болезни с заключением ВВК о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции "военная травма". При необходимости специальная комиссия вправе запросить другие документы, необходимые для принятия объективного решения. По результатам рассмотрения представленных документов на специальной комиссии руководитель органа внутренних дел издает приказ о выплате сумм в возмещение вреда. Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в силу ст. ст. 1084, 1086 ГК РФ при определении размера подлежащего возмещению заработка, утраченного в результате повреждения здоровья, работникам милиции необходимо определить степень утраты профессиональной трудоспособности либо утраты общей трудоспособности. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18апреля1991года N1026-1, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. Таким образом, возмещение вреда сотрудникам милиции осуществляется на основе действующих в РФ общих норм гражданского права. Согласно Уставу ФГУ "Федеральное бюро МСЭ» к компетенции последнего отнесено осуществление комплексной реабилитационно-экспертной диагностики с применением новейших технологий, результатов научных разработок с целью определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты, включая разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая медицинский, психологический, профессиональный и социальный аспекты, а также осуществляет мероприятия по комплексной медико-социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработанные во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", для использования учреждениями медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 643, утверждены формы документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, к которым относится и справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. В Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Соответственно, Российская Федерация, как социальное государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты. По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 19, 45 и 55). Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что поскольку отсутствуют критерии определения способности сотрудника органов внутренних дел к выполнению его профессиональной деятельности в связи с повреждением здоровья и определения процента ее утраты, в связи с чем, истец не может быть освидетельствован Главным бюро МСЭ, являются не убедительными. Сам факт отсутствия критериев определения профессиональной трудоспособности по причине «военная травма» не может служить основанием для отказа истцу в его освидетельствовании, поскольку ограничивает право на полное возмещение причиненного ущерба. Доводы заявителя о том, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна быть определена с момента признания его инвалидом 2 группы бессрочно - 10.03.2009 года, являются убедительными, поскольку требования о назначении и выплате обеспечения по возмещению вреда, могут предъявляться за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением. Аналогичное положение содержится и в ст. 208 ГК РФ. При этом, представитель УМВД по Белгородской области в судебном заседании не оспаривал, что выплаты в возмещение вреда здоровью ими заявителю не производятся, и без соответствующей справки выплаты производиться не будут. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Бюро МСЭ № 9 ФКУ ГБ МСЭ по Белгородской области за № <…> от 15.05.2012 года заявителю в освидетельствовании является незаконным и на учреждение МСЭ должна быть возложена обязанность по проведению освидетельствования Галичий В.В. на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Галичий В.В. признать обоснованными. Признать незаконным отказ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» в проведении освидетельствования с целью определения степени утраты профессиональной трудоспособности от 15.05.2012 года. Обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести Галичий В.В. освидетельствование на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы с 10.03.2009 года и по результатам освидетельствования выдать справку установленного образца. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья –