Решение по иску о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке и постановке на учет



Дело №2-2619/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2012 года. г. Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

Председательствующего судьи: Птахиной З.П.

При секретаре: Князевой Н.А.

С участием представителя Ш., представителя администрации г. Белгорода, в отсутствие Ш.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке и постановке на учет,

у с т а н о в и л :

Ш. родился <…> года в г. <…>.

По решению <…> суда от <…> года, вступившему в законную силу <…> года, Ш. 1 и Ш. 2 были лишены родительских прав в отношении сына Ш., <…> года рождения.

Ш. находился на полном государственном обеспечении и воспитывался в <…> с <…> года по <…> года. После чего 6ыл направлен в <…>, где находился на воспитании с <…> года по <…> года. Затем обучался в <…> с <…> года по <…> года.

Ш. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях получения жилья во внеочередном порядке как сирота не состоял, жильем не обеспечивался.

С <…> года Ш. работает и проживает в <…>.

Ш. обратился в администрацию г. Белгорода с просьбой о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях получения жилья во внеочередном порядке как сирота. Однако, заявление не было принято по причине того, что он должен обращаться с указанным заявлением в г. <…>, а также достижением 23 летнего возраста.

Дело инициировано иском Ш., который, считая незаконными действия администрации г. Белгорода по отказу в принятии его заявления о постановке на жилищный учет на льготное обеспечение жильем, просит суд признать за ним право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке и обязать администрацию г. Белгорода включить его в список граждан на получение во внеочередном порядке жилого помещения.

В судебное заседание истец Ш. не явился, о времени и месте извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представитель истца Ш. - Липовская Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации г. Белгорода Шустова Н.Н. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Ш. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ст. 37 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержатся аналогичные положения, согласно которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 57 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

Во исполнение гарантий, предоставленных лицам данной категории государством, 25января2007года вступил в силу Закон Белгородской области №93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области, который регулирует отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений.

Согласно Положениям названного Закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, семейных детских домах, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст.2).

Право истца на обеспечение жилой площади как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, составом семьи один человек, подтверждается справкой <…> от <…> года, справкой <…> от <…> года, справкой <…>, справкой <…> от <…> года, выпиской из лицевого счета, выпиской из домовой книги, справкой о составе семьи, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений от <…> года и справкой администрации г. <…> от <…> года.

Доводы представителя ответчика о том, что за истцом, возможно, было закреплено жилое помещение, которое ранее им занималось и которое возможно ему передать, являются неубедительными, поскольку носят предположительный характер, а доказательств этого суду не представлено.

Вместе с тем представителем истца суду представлена справка администрации г. <…> от <…> года, из которой видно, что Ш. с рождения и момента его направления <…> года в <…> постоянно проживал в г. <…>, точный адрес неизвестен, так как родители постоянного места жительства не имели, за весь период нахождения в разных учреждениях Ш. жилое помещение за ним не закреплялось.

Из уведомления <…> от <…> года следует, что Ш. не обеспечивался жилым помещением по субъектам РФ, в том числе и по Белгородской области.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ш. никогда не имел закрепленного жилого помещения.

Является несостоятельной и ссылка представителя ответчика на то, что Ш. до достижения им 23-летнего возраста по вопросу постановки его на жилищный учет в администрацию г. Белгорода не обращался.

В соответствие со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ.

Право на получение жилого помещения вне очереди возникло у Ш. по окончанию обучения в <…> в <…> году.

Однако истец своим правом не воспользовался по причине правовой неграмотности, обратился для постановки на учет как ребенок - сирота в администрацию г. Белгорода только в <…> году.

Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет права только детей - сирот и лиц из числа детей сирот до 23 лет, однако, не определяет права граждан из числа детей - сирот, право на получение жилого помещения вне очереди, которыми установлено ст. 37 ЖК РСФСР.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из материалов дела видно, что после окончания обучения в <…> местом жительства истца является г. Белгород Белгородской области. В данном населенном пункте он проживает и в настоящее время.

Исходя из приведенных положений ЖК РФ и Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ г. Белгород является именно тем населенным пунктом, в котором истцу, не имевшему закрепленного жилого помещения, должно быть предоставлено и таковое вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Суд приходит к выводу, что отказ в постановке истца на жилищный учет во внеочередном порядке необоснован, противоречит действующему законодательству.

В связи с чем, Ш. подлежит включению в список граждан на получение жилья во внеочередном порядке и за ним должно быть признано право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Иск Ш. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке и постановке на учет признать обоснованным.

Признать за Ш. право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

Обязать администрацию г. Белгорода поставить Ш. составом семьи один человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке по ч.2 п.2 ст.57 ЖК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья -