№ 2-3099-2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 сентября 2012 года город Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: Председательствующего судьи: Литвиновой А.М. При секретаре: Денисенко О.А. с участием представителя истца – Косенко Э.Ю. (по доверенности от 16.07.2012 г.), представителя ответчика администрации г. Белгорода Кульгаевой И.В. (по доверенности № 284 от 10.05.2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Никонова Н. к администрации г. Белгорода о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, у с т а н о в и л: Никонов В.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид <...> группы, участник Великой Отечественной войны, имеющий права на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», фактически временно проживает в семье сестры – Никоновой А.Т. по адресу <адрес>, в однокомнатной квартире, общей площадью <...> кв.м. В указанном жилом доме зарегистрированы два человека – истец и его сестра Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Никонов В.Т. обратился в отдел по учету и распределению жилых помещений управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода по вопросу постановки на жилищный учет 09.04.2010 г. Протоколом № 4 от 18.02.2010 года заседания комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социально защиты населения администрации г. Белгорода принято решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, по причине проживания в жилом помещении, площадью <...><...> кв.м, составом семьи 2 человека, Ответами от 03.06.2010 года, 18.01.2011 года заявителю разъяснено об отсутствии оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий по указанным выше обстоятельствам, а также по причине продажи находящегося в собственности жилого дома, проданного истцом ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>. Дело инициировано заявлением Никонова В.Т., который признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалида Великой Отечественной войны. В судебное заседание заявитель не явился, его представитель исковые требования поддержала. Представитель ответчика полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на обеспечение заявителя жилым помещением, а также по основаниям ст. 53 ЖК РФ, в связи с отчуждением принадлежащего ему на праве собственности жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ году. Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Меры социальной поддержки инвалидов войны установлены ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Никонов В.Т. является ветераном-участником Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением соответствующего образца, является инвалидом с детства вследствие ранения связанного с боевыми действиями в период ВОВ (л.д. 8, 9). Согласно ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для участников ВОВ, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения. Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участник Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека. Никонов В.Т. в настоящее время не имеет на праве собственности жилого помещения, проживая по договору найма жилого помещения от 15.04.2012 года (ранее договор заключался 15.08.2008 года, 15.07.2009 года, 15.06.2010 года и 15.05.2011 года л.д. 47-71). Отсутствие иного жилого помещения в собственности подтверждается справкой БТИ г. Белгорода, сведениями управления Росреестра, справкой администрации Кочетковского сельского поселения Ивнянского района. До 15.08.2008 года истец проживал в жилом доме в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец продал принадлежащие ему земельный участок и домовладение, площадью <...> кв.м, с хозяйственного бытовыми строениями К. Согласно техническому паспорту домовладения по состоянию на 17.06.2008 года, жилой дом 1968 года постройки, в доме воды нет, отопление газовое, туалета, ванной нет. Доводы представителя истца о том, что имеющиеся у Никонова В.Т. заболевания, его возраст не позволяют ему самостоятельно, должным образом обслуживать себя при отсутствии в доме воды, туалета и ванной, в связи с чем, в настоящее время он проживает совместно с сестрой в благоустроенной однокомнатной квартире по договору найма, ответчиком не опровергнуты. В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов. В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к убеждению, что истцом не совершались преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Отъезд из села был связан с состоянием здоровья и невозможностью проживания без постороннего ухода в силу возраста, что ответчиком не опровергнуто. Доказательств, подтверждающих обеспеченность Никонова В.Т. жилым помещением выше учетной нормы, представителем ответчика в суд не представлено, хотя такая обязанность в силу ст. 56 ГПК РФ лежит на нем. Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако, связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование общественных отношений, касающихся предоставления социальной защиты инвалидам Великой Отечественной войны, должно осуществляться на началах преемственности; государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом инвалидов Великой Отечественной войны, выполнивших свой воинский долг и имеющих заслуги перед Отечеством, объем ранее предоставленных им социальных гарантий; изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, - иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определения от 4 апреля 2006 года N 89-О, от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 8 февраля 2007 года N 323-О-П и др.). Суд приходит выводу о том, что Никонов В.Т. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд- Р Е Ш И Л: Заявление Никонова Н. к администрации г. Белгорода о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, – признать обоснованным. Признать за Никоновым Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготе участника Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд. Судья - <...> <...> <...> <...> <...> <...> <...>