Ршение пожалобе на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 13.13 ч. 1 КоАП РФ



12-96/2011Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Свердловского районного суда города Белгорода Панова Н.В. (г. Белгород, ул. Мичурина, д. 26),при секретаре Макеевой Д.А.

рассмотрев 28 июля 2011 года в открытом судебном заседании жалобу Ждановой В.С.,

на постановление зам.начальника отдела Управления ФСБ РФ по Белгородской области от 14.06.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.13 КоАП РФ

у с т а н о в и л:

Постановлением зам.начальника отдела Управления ФСБ РФ по Белгородской области от 14.06.2011 года установлено, что Жданова В.С., будучи должностным лицом - директором ООО «…», с октября 2009 года, в нарушение п.7 ч.1 ст.17 ФЗ от 08.08.2001года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п.в п.2 "Положения о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 957, осуществляет предпринимательскую деятельность по передаче персональных данных (бухгалтерской отчетности) юридическим и физическим лицам по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи и средств криптографической защиты информации, т.е. занимается деятельностью по предоставлению услуг в области шифрования информации без лицензии.

Жданова В.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.13 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе Жданова В.С. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава правонарушения. Указывает, что в силу ст.4, п.п.4 п.1 ст.23, 26, п.3 ст.29. п.4 ст.80 НК РФ, ст.10., п.1 ст.182,185 ГК РФ, не является субъектом административной ответственности по указанной статье, поскольку при выполнении обязательств по договору на оказание услуг налогового представителя, применяя при этом средства электронной цифровой подписи (ЭЦП) и средства шифрования для отправки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи, действовала от имени, в интересах и в пользу налогоплательщика. Соответственно субъектом налоговых правоотношений является налогоплательщик, которому согласно п.5.4 «Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденном приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 10.12.2002г. № БГ-3-32/705, для применения средств ЭЦП и средств шифрования в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требуется получения специальной лицензии.

В судебном заседании представитель Ждановой Еремян С.И. жалобу поддержал, пояснил, что постановление вынесено с процессуальными нарушениями, т.е. неуполномоченным должностным лицом. В постановлении не указаны время, место и способ совершения правонарушения. Жданова не была извещена о времени и месте рассмотрения дела. Для осуществления Ждановой деятельности не требуется получение у ФСБ лицензии поскольку, в соответствии с п.б ч.1 «Положения о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств» не требуется получение лицензии на предоставление услуг в области шифрования информации с использованием шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами доступных для продажи без ограничений посредством розничной торговли, либо сделок по почтовым запросам, либо электронных сделок, либо сделок по телефонным заказам программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной, в том числе для проверки.

Представитель Управления по Белгородской области ФСБ РФ Алексеев Т.В. считает доводы жалобы необоснованными, вину Ждановой В.С. доказанной материалами дела.

Представитель ООО «…» Живора Е.А., пояснила, что их организация является специализированным оператором связи, который имеет лицензию ФСБ и оказывает налоговому представителю –ООО «…»- услуги по электронному обмену документами с госорганами в системе представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием сертифицированных средств. Считает, что ООО «..» не требуется получение лицензии ФСБ поскольку оно не осуществляет деятельность по распространению СКЗИ «..», по техническому обслуживанию СКЗИ «..» и не оказывает услуг в области шифрования информации. Лицензию должен иметь только оператор связи.

Свидетель Ф. - директор Белгородского филиала ФГУП «…», С.. – начальник отдела системной интеграции и телекоммуникаций, пояснили, что ЭЦП и программное обеспечение для ее использования находится в свободной продаже.

Свидетели Ж.., К., опрошенный в качестве специалиста С. указали, что ключи и средства создания электронной цифровой подписи производит и продает ООО «…». ООО «…» осуществляет создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи.

Специалист разъяснил, что подтверждение подлинности ЭЦП осуществляется путем ее проверки, при этом исходный электронный документ считается подписанным владельцем ЭЦП, если проверка сертифицированным средством электронной цифровой подписи установила, что электронный документ был подписан с помощью закрытого ключа ЭЦП, соответствующего используемому при проверке открытому ключу ЭЦП, и отсутствуют изменения в электронном документе после его подписания.

Выслушав участников судебного разбирательства, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п.7 ч.1 ст. 17) устанавливает, что деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации подлежит лицензированию.

«Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации» Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. N 957 определяет порядок лицензирования предоставления услуг в области шифрования информации, согласно п.а,в ст.2 которого к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации) относятся:

а) средства шифрования - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации от несанкционированного доступа при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении;

в) средства электронной цифровой подписи - аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, обеспечивающие на основе криптографических преобразований реализацию хотя бы одной из следующих функций: создание электронной цифровой подписи с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи, создание закрытых и открытых ключей электронной цифровой подписи;

Лицензирование предоставления услуг в области шифрования информации осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ст.3 указанного Положения).

Жданова В.С. имеет электронную цифровую подпись для использования и передачи данных в государственные органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи «…», получила ключевой носитель и прошла обучение при подключении к системе «…» по использованию СКЗИ «…», допущена к самостоятельной работе.

ООО «..», согласно Устава, осуществляет деятельность в области бухгалтерского учета и аудита. Согласно акту исследования документов ООО «..», проведенному специалистом-ревизором УВД по Белгородской области, в период с октября по март 2011 года осуществляла услуги по бухгалтерскому сопровождению сделок. В 2010-2011г.г. между ООО «..» и доверителями ИП Е., ИП Б., Ф., М., Б. и другими были заключены договоры поручения, в соответствии с которыми «..» в качестве поверенного берет на себя обязательство от имени и за счет доверителей предоставлять на основании заключенных соглашений «Об обмене электронными документами в СЭД ИФНС по ТКС» электронные документы, заверять на основании заключенных договоров предоставленные данные ЭЦП, принадлежащие поверенному, принимать и передавать в электронном виде документы из ИФНС, производить обработку персональных данных, представленных доверителем. Согласно договоров стоимость услуг составляет 100 рублей за передачу 1 файла.

В соответствии с п. 3 Приказом № 152 ФАПСИ при Президенте РФ от 13.06.2001г. лица, оказывающие возмездные услуги по организации и обеспечению безопасности хранения, обработки с использованием СКЗИ конфиденциальной информации, передаваемой вне сетей конфиденциальной связи, должны иметь лицензию ФАПСИ на деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации.

11 марта 2003 года Указом Президента России № 308 Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации упразднено, а его функции переданы ФСБ России.

На основании ФЗ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлений Правительства РФ от 17 ноября 2007 года №781 и от 29 декабря 2007 года № 957 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами», Приказа 8 Центра ФСБ России от 21 февраля 2008 года № 149/6/6-622, Приказа ФАПСИ при Президенте РФ от 13 июня 2001 года № 152 «Об утверждении инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну», юридические и физические лица, использующие СКЗИ КриптоПро CSP, TLS, Верба-OW, Домен-К (VipNet) при обработке персональных данных для оказания возмездных услуг обязаны иметь лицензии ФСБ России на оказание услуг по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и услуг в области шифрования информации.

Пункт 5.4 «Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденном приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 10.12.2002г. № БГ-3-32/705, в соответствии с которым для применения средств ЭЦП и средств шифрования в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требуется получения специальной лицензии исключен Приказом ФНС от 4 марта 2010 г. N ММ-7-6/96@.

Таким образом, ООО «…» предоставляет услуги в области шифрования информации, используя средства электронной цифровой подписи создавая ЭЦП с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждает с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе, без получения лицензии на предоставление данного вида услуг.

На основании изложенного считаю выводы должностного лица о совершении Ждановой В.С. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.13 КоАП РФ, основанными на полном исследовании обстоятельств дела и подтвержденными имеющимися доказательствами. Протокол и постановление по делу соответствуют требованиям ст.ст.28.2, 29.10 УК РФ, в них указано событие административного правонарушения, статья КоАП РФ предусматривающая административную ответственность за его совершение.

Доводы защитника о допущенных процессуальных нарушениях считаю необоснованными. Согласно п.3 ч.1 ст.13.13 КоАП РФ от имени органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения и защиты информации, вправе начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти. Постановление в отношении Ждановой вынесено заместителем начальника отдела УФСБ РФ по Белгородской области, который во время долговременной служебной командировки начальника отдела, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил РФ, должностными обязанностями руководящего состава УФСБ, осуществляет руководство отделом.

Копия постановления по делу вручена Ждановой в день его вынесения, и оснований полагать, что оно вынесено в ее отсутствие не имеется.

Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Оснований для изменения постановления либо его отмены, прекращения производства по делу об административном правонарушении, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30. 7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление зам.начальника отдела Управления ФСБ РФ по Белгородской области от 14.06.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.13 КоАП РФ в отношении Ждановой В.С., оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.