О совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ



Дело № 1-608/2011

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                                                                                                         15 сентября 2011 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Крайнова А.С.,

с участием государственного обвинителя - прокурора Свердловского района г. Перми Плоских В.В.,

подсудимого Коротаева А.А.,

защитника - адвоката Сыпачева Д.А.,

потерпевшей ФИО1,

при секретаре Боровых О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Коротаева А. А., <данные изъяты>, судимого:

14.09.2005г. Свердловским районным судом г. Перми по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы с испытательным сроком 2 года. Постановлением Кировского районного суда
г. Перми от 11.01.2007г. условное осуждение отменено;

08.05.2007г. Мотовилихинским районным судом г. Перми по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ (приговор от 14.09.2005г.) к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Освободившегося условно-досрочно 18.11.2008г. на основании постановлении Пермского районного суда Пермского края от 07.11.2008г. на неотбытый срок 9 месяцев 19 дней;

24.09.2009г. Свердловским районным судом г. Перми по п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ (приговор от 08.05.2007г.) к 2 годам 7 месяцам лишения свободы. Освободившегося условно-досрочно 21.12.2010г. на основании постановлении Соликамского городского суда Пермского края от 10.12.2010г. на неотбытый срок 8 месяцев 24 дня.

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ, около 3 часов, Коротаев А.А., находясь возле дома, расположенного по <адрес>, вступил с неустановленными лицами в сговор направленный на совместное тайное хищение имущества ФИО1 Реализуя свой умысел, Коротаев А.А. и неустановленные лица, действуя совместно и согласованно, не имя на то законных прав и оснований, через разбитое окно незаконно проникли в квартиру, расположенную по <адрес>. После этого Коротаев А.А. зашел в комнату, где находилась потерпевшая ФИО1 и желая сломить волю потерпевшей к возможному сопротивлению, не ставя остальных соучастников в известность о своих намерениях, напал на нее. При этом, применяя насилие опасное для жизни и здоровья, Коротаев А.А. нанес ФИО1 множество ударов руками по различным частям головы и тела, а когда потерпевшая, осознавая преступный характер действий Коротаева А.А., оказала ему сопротивление, он сжал ей шею рукой, а другой рукой продолжил наносить удары по голове потерпевшей, от чего она потеряла сознание. Подавив, таким образом, волю потерпевшей к сопротивлению, Коротаев А.А. и неустановленные лица похитили из квартиры имущество ФИО1: <данные изъяты>. После этого Коротаев А.А. и неустановленные лица с места преступления скрылись, похищенным распорядились по своему усмотрению, причинив ФИО1 материальный ущерб на общую -СУММА1-. В результате действий Коротаева А.А. потерпевшей была причинена <данные изъяты> и квалифицируются, как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства его на срок не более 21 дня.

Подсудимый Коротаев А.А. в судебном заседании свою вину признал частично и показал, что ДД.ММ.ГГГГ, около 1 часа ночи, возле дома по <адрес>, он пил пиво с малознакомыми -ИМЯ1- и -ИМЯ2-. Затем они услышали шум и увидели, как незнакомая женщина разбивает кирпичом окно в квартире на первом этаже, после чего откуда раздались крики. Он с друзьями зашел в эту квартиру и увидел, что на полу лежит потерпевшая, а рядом с ней находятся мужчина и женщина ФИО3, которые дрались и выясняли между собой отношения на почве ревности. Затем по просьбе ФИО3, мужчина несколько раз ударил потерпевшую, но он оттащил его, после чего ФИО3 и мужчина ушли из квартиры. Они с -ИМЯ1- и -ИМЯ2- вышли на улицу, а через час один из них предложил обокрасть квартиру. Кто именно предложил, он не помнит, но все согласились. Через разбитое окно они втроем залезли в квартиру, откуда похитили вещи, указанные в обвинительном заключении, за исключением -СУММА2-, которых не было. Он взял себе мобильный телефон, который он впоследствии продал, а также серьгу, МП3-плееер и фотоаппарат, которые у него изъяли при обыске. Остальные вещи себе взяли -ИМЯ2- и -ИМЯ1-. Потерпевшую он не бил, не угрожал ей и вообще к ней не подходил. Считает, что потерпевшая оговаривает его, чтобы скрыть, что на самом деле ее избили знакомые, приходившие к ней в гости.

Вина подсудимого подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевшая ФИО1 показала, что ДД.ММ.ГГГГ вечером она выпивала с ФИО4, а затем к ним присоединилась ФИО3. Поздно вечером между ФИО3 и ФИО4 произошла ссора и ФИО3 ушла, вернулась ночью и продолжила ругаться с ФИО4, но они между собой не дрались и ее никто из них не бил. Опьянев, она уснула, поэтому, когда около двух часов ночи ФИО3 и ФИО4 ушли, то входную дверь в квартиру закрыли ее ключами сами. Проснулась она оттого, что услышала, как открылась дверь в ее комнату, куда вошел подсудимый. Его она рассмотрела в свете, падавшем из соседней комнаты. Она спросила, кто он и что ему нужно, после чего подсудимый стал бить е руками по лицу, а потом прижал коленом ее руку к дивану и продолжил бить по лицу, груди, голове, хватал ее за волосы, плечи и горло, угрожал убить. Затем он ударил ее по затылку и она потеряла сознание. Всего подсудимый нанес ей не менее 10 ударов. Очнувшись, она услышала из соседней комнаты звуки открываемых шкафов и шаги, но побоялась выйти. Когда все стихло, она вышла из комнаты и увидела, что было три часа ночи, в квартире все перевернуто, вещи разбросаны, а окно в большой комнате разбито и открыто. У нее были похищены: <данные изъяты>, стоимость которых указана в обвинительном заключении. От нанесенных ударов на ее лице, голове и теле было множество синяков, разбита губа. Соседи, услышав шум, вызвали милицию. Впоследствии, на опознании она уверенно узнала подсудимого по телосложению и чертам лица, а на очной ставке и в судебном заседании, еще и по голосу. Сколько лиц проникло в квартиру, она не знает, так как видела только подсудимого. Из похищенного имущества ей вернули <данные изъяты>. На следующий день ФИО3 занесла ей ключи от квартиры, а ФИО4 рассказал, что когда с ФИО3 выходил из ее квартиры, то у входа в подъезд видел трех молодых людей. Данные показания потерпевшая подтвердила в ходе очной ставки с подсудимым. (л.д. 76-78)

Свидетель ФИО2 показала, что ДД.ММ.ГГГГ вечером она пришла домой и увидела сотрудников милиции. В квартире был беспорядок, окно в большой комнате разбито, а ФИО3 была избита: синяки были на лице, руках, голове. ФИО1 рассказала ей, что вечером к ней приходила ФИО3 и ФИО4 и они выпивали до двух часов, после чего гости ушли, закрыв за собой дверь ее ключами, а она легла спать. Около трех часов ночи ФИО1 проснулась от того, что в комнату зашел незнакомый парень, который стал избивать ее, отчего она потеряла сознание. Очнувшись, ФИО1 обнаружила, что в квартире пропали вещи: <данные изъяты>. Соседи вызвали милицию. Впоследствии она ездила на опознание, где ФИО1 узнала избившего ее парня, о чем рассказал ей. ФИО1 говорила, что не знает, сколько человек проникло ночью в квартиру, так как видела только того, кто избивал ее.

Вина подсудимого подтверждается также:

Протоколом принятия устного заявления, согласно ФИО1 сообщила осовершенном в ночь на ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее преступлении. (л.д. 7)

Протоколом осмотра места происшествия, которымзафиксирована обстановка в квартире, расположенной по <адрес> и изъяты следы пальцев рук. (л.д. 11-21)

Протоколом опознания, согласно которому ФИО1 опознала Коротаева А.А., как лицо, совершившее в отношении нее преступление. (л.д. 46-49)
Заключением эксперта, согласно которому у ФИО1 имелись телесные повреждения механического происхождения: <данные изъяты> квалифицируются, как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства его на срок не более 21 дня. (л.д. 153-154)
Заключением эксперта, согласно которому следы пальцев рук, изъятые при осмотра места происшествия, оставлены Коротаевым А.А.: дважды большим пальцем, а также безымянным пальцем и мизинцем правой руки. (л.д. 169-183)
Протоколами обыска и осмотра, согласно которому в квартире Коротаева А.А. были обнаружены, изъяты, а впоследствии, осмотрена серьга металла белого цвета и фотоаппарат. (л.д. 68-69, 116)
Протоколами выемки и осмотра, согласно которым у материи Коротаева А.А. был изъят, а впоследствии осмотрен <данные изъяты>. (л.д. 165-166, 167)

Таким образом, суд считает полностью установленной и доказанной вину Коротаева А.А. в совершении инкриминируемого ему преступления, изложенного в описательной части приговора, совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Давая оценку доказательствам по делу, суд считает необходимым положить в основу приговора показания потерпевшей ФИО1, которая в судебном заседании дала подробные, последовательные показания об обстоятельствах совершенного в отношении нее преступления, характере насилия, примененного в отношении нее подсудимым и обстоятельствах завладения ее имуществом. Данные показания потерпевшая сообщила и при обращении в милицию, а впоследствии подтвердила в ходе очной ставки с подсудимым. Оснований для оговора потерпевшей подсудимого судом не установлено, так как ранее они знакомы не были, неприязненных отношений друг к другу не имели, не указывает о наличии каких-либо разумных оснований для этого и сам подсудимый. Кроме того показания ФИО1 объективно подтверждаются совокупностью иных, исследованных в судебном заседании доказательств. В частности, показаниями самого подсудимого, о том, что он, действуя по предварительному сговору с двумя неустановленными лицами, ночью незаконно проник в квартиру потерпевшей, откуда похитил принадлежащее ей имущество; показаниями свидетеля ФИО2 полностью подтвердившей показания потерпевшей; заключением эксперта, согласно которому у ФИО1 была зафиксирована <данные изъяты>, которые образовались от ударных и плотно-скользящих воздействий твердого тупого предмета и квалифицируются, как легкий вред здоровью; заключением эксперта, согласно которому при осмотре места происшествия были обнаружены следы пальцев рук подсудимого; протоколами обыска и выемки, согласно которым у подсудимого была изъята часть имущества, похищенного из квартиры потерпевшей; протоколами принятия устного заявления, опознания, осмотров места происшествия и предметов, а также иными материалами дела. Эти доказательства объективно согласуются между собой по всем основным моментам и дополняют друг друга, в связи с чем, суд признает их достоверными.

К показаниям подсудимого о том, что никакого насилия он к потерпевшей не применял, суд относится критически, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела, являются недостоверными, непоследовательными, противоречат показаниям потерпевшей и заключению судебно-медицинской экспертизы, а также опровергаются совокупностью исследованных и указанных выше доказательств, которые суд признал достоверными. Соответственно, данные показания подсудимого суд расценивает, как избранный им способ защиты и попытку приуменьшить свою ответственность в содеянном. По аналогичным основаниям суд отвергает показания Коротаева А.А. и об отсутствии у потерпевшей денежных средств. Стоимость похищенного имущества установлена показаниями потерпевшей и подсудимым не оспаривается.

В судебном заседании объективно установлено, что не имея на то законных прав и оснований, подсудимый и его неустановленные соучастники заранее договорившись совершить тайное хищение имущества ФИО1 незаконно вторглись в ее жилище. После чего, Коротаев А.А., преодолевая сопротивление потерпевшей, применяя насилие опасное для жизни и здоровья, нанес ей множество ударов рукой по различным частям головы и тела, в результате чего потерпевшей была причинена травма, квалифицируемая, как легкий вред здоровью. При этом, применение Коротаевым А.А. насилия являлось средством для завладения имуществом потерпевшей, в связи с чем, доводы стороны защиты о необходимости переквалификации действий Коротаева А.А. на менее тяжкий состав преступления суд признает необоснованными.

В тоже время, того, чтобы между Коротаевым А.А. и его неустановленными соучастниками существовала предварительная договоренность на применение в отношении потерпевшей насилия опасного для жизни и здоровья, как средства завладения ее имуществом, в судебном заседании установлено не было. Объективных данных, подтверждающих это, в материалах дела не имеется и стороной обвинения не представлено. Согласно показаниям потерпевшей, Коротаев А.А. наносил ей удары один, а иные лица в этом не участвовали и при избиении не присутствовали. Сам Коротаев А.А. наличие таких договоренностей отрицает, а иные данные, свидетельствующие о наличии у него предварительного сговора с иными лицами на совершение именно разбойного нападения, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, на основании ч. 3 ст. 14 УПК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу, суд исключает из обвинения подсудимого квалифицирующий признак «группой лиц по предварительному сговору», как не нашедший своего подтверждения в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд квалифицирует действия подсудимого Коротаева А.А. по ч. 3
ст. 162 УК РФ - как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, совершенный с незаконным проникновением в жилище.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому, суд признает: наличие явки с повинной, оформленной объяснением, активное способствование розыску имущества, добытого в результате преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому, судом не установлено. (При назначении Коротаеву А.А. наказания, суд не учитывает судимость от 24.09.2009г. в связи с тем, что данное и предыдущие преступления были совершены им в несовершеннолетнем возрасте).

При назначении Коротаеву А.А. наказания, суд учитывает характер, обстоятельства и степень общественной опасности совершенного им преступления, совокупность смягчающих наказание обстоятельств, указанных в приговоре и отсутствие отягчающих, <данные изъяты>, влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, а также а также характер и степень фактического участия подсудимого в совершении преступления.

Коротаев А.А. судим, характеризуется положительно, совершил преступление, относящееся к категории особо тяжких в период условно-досрочного освобождения.

С учетом всех указанных обстоятельств, суд считает, что исправление Коротаева А.А. невозможно без реального отбывания наказания и назначает его в виде лишения свободы, не усматривая оснований для применения ст. 73 УК РФ, а также назначения наказания ниже низшего предела предусмотренного санкцией статьи, либо назначения более мягкого вида наказания, ввиду отсутствия по делу исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного им преступления.

Вместе с тем, суд полагает возможным не назначать подсудимому дополнительные наказания в виде ограничения свободы и штрафа, с учетом его материального положения и наличия смягчающих наказание обстоятельств.

Окончательное наказание подсудимому должно быть назначено в соответствии с п. «в» ч. 7
ст. 79, ст. 70 УК РФ, поскольку Коротаев А.А. совершил умышленное особо тяжкое преступление в период действия срока условно - досрочного освобождения по приговору Свердловского районного суда г. Перми от 24 сентября 2009 года.

Гражданский иск потерпевшей ФИО1 суд считает необходимым оставить без рассмотрения, поскольку возникла необходимость произвести дополнительные расчеты, представить документы в обоснование заявленных требований, что требует отложения судебного разбирательства. Оставление указанного гражданского иска без рассмотрения не влияет на решение суда о квалификации преступления и мере наказания. Вместе с тем, суд признает за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и считает необходимым передать вопрос о размере его возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

приговорил:

Коротаева А. А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на
7 (семь) лет без штрафа и ограничения свободы.

В соответствии со ст. 70 УК РФ, к назначенному Коротаеву А.А. наказанию частично присоединить не отбытую часть наказания по приговору Свердловского районного суда
г. Перми от 24 сентября 2009 года и окончательно назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет3 (три) месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Коротаеву А.А. до вступления приговора в законную силу оставить прежней - в виде заключения под стражу.

Срок наказания исчислять с 15 сентября 2011 года. Зачесть в срок отбытого Коротаевым А.А. наказания время содержания под стражей в период с 25 июля 2011 года по 14 сентября 2011 года.

Вещественные доказательства: переданы по принадлежности.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья:                         Крайнов А.С.