Дело № 2- 575/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2010 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Никитиной Т.А.
При секретаре Архипенко Ю.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора к ГУВД по ПК о понуждении к выполнению действий,
У с т а н о в и л :
Истец - Лысьвенский городской прокурор, обратился в суд, указывая, что Лысьвенской городской прокуратурой проведена комплексная проверка Изолятора временного содержания ОВД по Лысьвенскому МР, в ходе которой установлено, что в ИВС ОВД по Лысьвенскому МР не исполняются отдельные требования ФЗ № 103 - 95 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а так же требования «Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» утвержденных Приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005г.
Так, в соответствии с п.42 «Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» утвержденных Приказом МВД РФ №950 Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным ФЗ. В соответствии со ст. 23 ФЗ № 103 - 95 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Таким образом, норма наполняемости ИВС должна быть не более 30 человек. Однако, администрация ИВС допускает наполняемость камер ИВС до 70 человек, что не соответствует норме санитарной площади в камере на одного человека. При таких обстоятельствах администрация ИВС ОВД по Лысьвенскому МР не правомочна создавать условия в местах содержания под стражей, т.к. они не отвечают требованиям материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, остановленным ст.23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Отсутствие финансирования не позволяет восстановить сеть радиовещания в каждую камеру. Не во всех камерах установлены раковины для умывания, несмотря на то, что проведена вода и канализация, освещенность камер не позволяет обеспечить нормальные условия для чтения.
Так же установлено, что в ИВС ежедневно содержатся лица более 10 суток. Как вытекает из положений ст. 13 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, но не более чем десять суток в течение месяца. Таким образом, нарушение указанного требования ухудшает права подозреваемых и обвиняемых в части установленного срока содержания в ИВС.
В нарушении п. 45 «Правил внутреннего распорядка ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» камеры ИВС ОВД по Лысьвенскому МР не оборудованы:
индивидуальными нарами или кроватями; столами и скамейками по лимиту мест в камере;
шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; радиодинамиком, для вещания общегосударственной программы; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. В нарушении ст. 23 федерального закона камеры ИВС ОВД по Лысьвенскому МР спальными местами не оборудованы, постельные принадлежности не выдаются, расположение содержащихся осуществляется на деревянном помосте («нарах»), сооруженном по всему периметру камер. Вместе с тем, пунктом 10 ст. 17 ФЗ № 103 от 15.07.1995 закреплено право содержащихся в ИВС на восьмичасовой сон в ночное время, однако, условия, в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые в ИВС не позволяют обеспечить - данное право. Здание ИВС построено в 1905 году, имеет 10 камер, из которых 1 карцер и рассчитано на содержание до 30 человек, однако, численность ежедневного нахождения в ИВС лиц составляет от 50 до 70 человек, что затрудняет обеспечение каждому арестованному сон, продолжительностью 8 часов. Подозреваемые и обвиняемые вынуждены поочередно спать на нарах, либо спят на полу, что является нарушением закона.
Указанные выше нарушения закона, носят систематический характер. Ранее Лысьвенской городской прокуратурой руководству ОВД по Лысьвенскому муниципальному району неоднократно вносились представления об устранении нарушений ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. (последний раз 29.06.09 г.), однако, ситуация по соблюдению требований закона, созданию соответствующих условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОВД по ЛМР не изменилась и является критической.
Невыполнение требований Федерального закона влечет за собой существенное нарушение прав и законных интересов лиц, содержащихся в ИВС.
На основании изложенного, Лысьвенский городской прокурор просит обязать Главное управление внутренних дел по Пермскому краю обеспечить ОВД по Лысьвенскому МР денежными средствами на устранение нарушений ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В последующем, Лысьвенский городской прокурор исковые требования уточнил, просит суд:
Обязать Главное управление внутренних дел по Пермскому краю в шестимесячный срок оборудовать изолятор временного содержания Отдела внутренних дел по Лысьвенскому Муниципальному району Пермского края отгороженными туалетами, индивидуальными нарами или кроватями, надлежащим освещением, столами и скамейками.
Обязать Главное управление внутренних дел по Пермскому краю в шестимесячный срок установить в изоляторе временного содержания Отдела внутренних дел по Лысьвенскому Муниципальному району Пермского края окна с решетками.
Обязать Главное управление внутренних дел по Пермскому краю в шестимесячный срок реконструировать систему вентиляции с осуществлением притока воздуха в изоляторе временного содержаний Отдела внутренних дел по Лысьвенскому Муниципальному району Пермского края.
Обязать Главное управление внутренних дел по Пермскому краю в шестимесячный срок обеспечить постоянным доступом к питьевой воде изолятор временного содержания Отдела внутренних дел по Лысьвенскому Муниципальному району Пермского края.
В судебном заседании представитель прокурора не настаивал на требованиях в части обязания ответчика осуществить реконструкцию системы вентиляции с осуществлением притока воздуха в изоляторе временного содержания, а также от требований по обеспечению содержащихся в ИВС к питьевой воде, поскольку данные нарушения устранены добровольно.
В судебном заседании представитель Лысьвенского городского прокурора - Ошеев Е.О. исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика Каминская К.Б. (по доверенности) исковые требования считает не обоснованными. Согласно письму Финансово-экономического управления ГУВД по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ФЭД МВД России выделялось финансирование на ремонт и реконструкцию ИВС ГРУОВД: в ДД.ММ.ГГГГ - 10 млн.руб.; в ДД.ММ.ГГГГ -10 млн.руб. Расход осуществляется согласно Плана освоения денежных средств, выделенных из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию ИВС ГРУОВД, утвержденному начальником ГУВД по Пермскому краю. Перед составлением Плана проведения ремонтов ИВС, Отделом организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования МОБ (ООД СУМ и К) ГУВД- совместно с УМТ и ХО ГУВД проводится обследование ИВС.
ГРУ ОВД, составляется дефектный акт. Учитывая, что в подчинении ГУВД 42 изолятора временного содержания и большинство не отвечают требованиям Федерального закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон), определяются приоритеты проведения первоочередных ремонтных работ, в пределах выделенных ассигнований.
Выделенные из федерального бюджета денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ, израсходованы строго с их целевым назначением - на проведение ремонта ИВС ГРУ ОВД Пермского края.
Расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ, через территориальное ОФК, в ОВД по Лысьвенскому муниципальному району были направлены дополнительные лимиты бюджетных обязательств и финансирование в сумме 239500 рублей на проведение ремонта ИВС
Кроме этого, согласно бюджетной смете на ДД.ММ.ГГГГ из федерального бюджета ОВД по Лысьвенскому муниципальному району было выделено по статье 225 (услуги по содержанию имущества) 265500 рублей.
На организацию текущего ремонта в ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства из федерального бюджета 249000 рублей и из местного бюджета 370000 рублей.
На сегодняшний день в ИВС ОВД по Лысьвенскому муниципальному району проведен капитальный ремонт вентиляции. Система вентиляции вытяжного действия находится в исправном состоянии, обеспечивает вытяжку воздуха из камер практически круглосуточно, отключаясь на короткое время только для технических целей, таких как ремонт электрического двигателя, чистка вентиляционных каналов, ввиду умышленного засорения посторонними предметами самими подозреваемыми и обвиняемыми, которые используют систему вентиляционных каналов для налаживания связи между камерами.
В соответствии с п.45 «Правил внутреннего распорядка» после проведения текущего ремонта в камерах ИВС установлены раковины для умывания с краном, частично (в трех камерах) санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности. Также приобретены и установлены баки с питьевой водой, выделены средства для приобретения титана для производства кипяченой воды.
В результате текущего ремонта в ДД.ММ.ГГГГ отремонтирована душевая комната, комнаты для проведения следственных действий, проведена вода и заменена канализация, в двух камерах установлены пластиковые окна с решетками, в трех камерах отремонтированы стены.
В виду чрезвычайно высокой наполняемости ИВС ОВД производить строительные работы в нем не представляется возможным. Установление в камерах ИВС дополнительных шкафов, тумбочек, кроватей также невозможно. Для снижения наполняемости ИВС ОВД регулярно осуществляет этапирование спецконтингента в СИЗО № <адрес> автомобильным транспортом.
Кроме этого, ОВД неоднократно обращался к главе муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о необходимости выделения дополнительных площадей для образования в структуре ОВД специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, которые так же содержатся в ИВС ОВД. Однако до настоящего времени вопрос положительно не решен.
Таким образом, ответчик считает, что ГУВД по Пермскому краю предпринимает все возможные и зависящие от ГУВД меры для решения данных вопросов, поэтому нет никакой необходимости дополнительно обязывать ГУВД совершать действия, указанные в исковом заявлении Лысьвенской городской прокуратуры.
Представитель ОВД по Лысьвенскому муниципальному району в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель администрации Лысьвенского муниципального района в судебное заседание не явился, извещался.
Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:
Как провозглашено ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как установлено ст. 4 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Как следует, из положения ст. 7 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
На основании п.10 ст. 17 указанного выше закона, лица, содержащиеся под стражей имеют право на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
На основании положения ст. 23 этого же закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
П. 42 приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", установлено: подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
П.43 этого же приказа, предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:
спальным местом;
постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;
Из п.45 приказа следует, что камеры ИВС оборудуются:
индивидуальными нарами или кроватями;
столом и скамейками по лимиту мест в камере;
санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;
светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;
Как установлено материалами гражданского дела, Лысьвенским городским прокурором была проведена комплексная проверка изолятора временного содержания ОВД по Лысьвенскому муниципальному району, в результате которой установлено нарушение требований ФЗ № 103 - 95 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых», а также требований внутреннего трудового распорядка ИВС, по результатам которой вносились неоднократные представления об устранении имеющихся нарушений.
Суд изучи материалы гражданского дела считает, что требования Лысьвенского городского прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В материалах дела имеется акт санитарно - эпидимиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что в ОВД по Лысьвенскому муниципальному району для содержания задержанных лиц имеется: 10 камер временного содержания, 1 карцер, медицинский кабинет, буфетная, склад для хранения одежды.
Проектная вместимость камер - 30 человек, на момент обследования в камерах находилось- 62 человека. Площадь камер от 3,9 м2 до 10,0 м2, количество проживающих от 2 до 9 человек, т.о. на 1 человека приходится от 1,1 м2 до 1,9 м2.
Естественное освещение в камерах ИВС - отсутствует, что не соответствует п. 2.1.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Искусственное освещение осуществляется лампами накаливания, расположенными внутри стены. В каждой камере установлена одна лампа накаливания. Освещение камер распределено неравномерно.
Из анализа Положений о ГУВД по Пермскому краю и ИВС по Лысьвенскому муниципальному району, судом делается вывод о том, что финансирование ИВС по Лысьвенскому муниципальному району осуществляется путем распределения денежных средств ГУВД по Пермскому краю, кроме того, начальник ГУВД по Пермскому краю утверждает сметы доходов и расходов ИВС по Лысьвенскому муниципальному району.
Поскольку утверждение смет на ремонт ИВС по Лысьвенскому муниципальному району возлагается на ГУВД по Пермскому краю, учитывая, что ИВС находится в подчинении ГУВД по Пермскому краю, суд считает необходимым обязанность по устранению имеющихся в ИВС по Лысьвенскому муниципальному району нарушений закона возложить на ГУВД по Пермскому краю.
В исковом заявлении истец просит установить шестимесячный срок для устранения нарушений, суд считает данный срок оптимальным и разумным для исполнения, поскольку имеющиеся нарушения не требуют особо крупных затрат на их устранение, а их неисполнение существенно нарушает права лиц содержащихся под стражей.
Суд считает, что требование истца обязать Главное управление внутренних дел по Пермскому краю оборудовать изолятор временного содержания Отдела внутренних дел по Лысьвенскому Муниципальному району Пермского края отгороженными туалетами, обоснован и подлежит удовлетворению. Действительно, материалами дела установлено что камеры в ИВС по Лысьвенскому муниципальному району оборудованы унитазами, в трех камерах установлены санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, в остальных камерах установления данных требований не исполнено.
Следовательно, суд считает необходимым обязать ответчика оборудовать отгороженными туалетами камеры ИВС по Лысьвенскому муниципальному району, в камерах, где в настоящее время они таковыми не оборудованы.
Также суд считает необходимым обязать Главное управление внутренних дел по Пермскому краю в шестимесячный срок установить в изоляторе временного содержания Отдела внутренних дел по Лысьвенскому Муниципальному району Пермского края окна с решетками, в камерах, где они таковыми не оборудованы, поскольку из акта обследования составленного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что естественное освещение в камерах ИВС - отсутствует, что не соответствует п. 2.1.1. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В результате чего не обеспечивается доступ свежего воздуха и дневного света.
Также суд считает, что требования истца об оборудовании камер индивидуальными нарами подлежат удовлетворению, поскольку действующим законом предусмотрено оборудование индивидуальных спальных мест в камерах ИВС, сведения о том, что камеры в настоящее время оборудованы кроватями или нарами в материалы дела не представлено.
Исходя из имеющегося в материалах дела акта санитарно - эпидемиологического обследования, составленного ДД.ММ.ГГГГ, Естественное освещение в камерах ИВС - отсутствует, что не соответствует п.2.1.1 Сан Пин 2.2.1/2.1.1. 1278 - 03 « Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещении жилых и общественных зданий. Искусственное освещение осуществляется лампами накаливания, расположенными в отверстии стены. В каждой камере установлена одна лампа накаливания. Освещение распределено не равномерно. С учетом того, что требованием действующего законодательства установлено требование, что камеры ИВС должны быть оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; сего в имеющихся камерах ИВС не имеется, суд считает, что требование прокурора об оборудовании в камерах надлежащего освещения обоснованно и подлежит удовлетворению.
Также, по мнению суда обоснованно и подлежит удовлетворению требование истца об установлении в камерах столов и скамеек по лимиту лиц содержащихся в камера, поскольку действующим законодательством предусмотрено обеспечение в камерах ИВС столов и скамеек по лимиту мест в камере.
Представитель прокурора не настаивал на требованиях в части обязания ответчика осуществить реконструкцию системы вентиляции с осуществлением притока воздуха в изоляторе временного содержания, а также от требований по обеспечению содержащихся в ИВС к питьевой воде, поскольку данные нарушения устранены добровольно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Возложить на ГУВД по Пермскому краю обязанность в шестимесячный срок оборудовать изолятор временного содержания ОВД по Лысьвенскому муниципальному району города Перми отгороженными туалетами, где они таковыми не оборудованы, индивидуальными нарами, надлежащим освещением, столами и скамейками по лимиту содержащихся под стражей, установить в камерах ИВС по Лысьвенскому муниципальному району окна с решетками, где они таковыми не оборудованы.
На решение в течение 10-ти дней может быть подана частная жалоба в Пермский краевой суд, через Свердловский рай оный суд города Перми.
Судья/подпись/.
Копия верна
Судья Т.А. Никитина