Дело № 2 - 6210/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 27 сентября 2010 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе
судьи Тонких В.В.
при секретаре Новиковой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по иску Казакова В.В. к ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю о защите прав собственника путем возложения обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском о защите прав собственника путем возложения на ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю обязанностей по постановке на учет принадлежащего истцу автомобиля -МАРКА1-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный номер отсутствует, двигатель №, ПТС №, выдан ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД при ОВД Бардымского МР ПК.
Свои требования истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ им по договору купли-продажи в <адрес> у ФИО1 был приобретен вышеуказанный автомобиль.
При постановке автомобиля на учет ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ответчика были выявлены признаки изменения номера двигателя автомобиля. В постановке автомобиля на учет было отказано.
Согласно заключения -ДОЛЖНОСТЬ1- № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что маркировка на табличке блока двигателя нанесена на заводе-изготовителе, изменению не подвергалась. Табличка на данном блоке установлена самодельным способом и не принадлежит данному блоку. Установить заводскую маркировку данного блока двигателя не представляется возможным из-за отсутствия дублирующей маркировки. Блок двигателя отлит ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением ОМ № УВД по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по указанному факту было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в постановке автомобиля на учет вновь было отказано.
В судебное заседание истец не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на требованиях настаивает, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ГУВД по Пермскому краю в судебное заседание не явился. Предоставил возражения, в которых, со ссылками на положения нормативно-правовых актов, пояснил, что в связи с тем, что автомобиль имеет скрытый номер двигателя, требования истца удовлетворению не подлежат.
Суд, изучив материалы дела, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль -МАРКА1-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный номер отсутствует, двигатель №, ПТС №, выдан ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД ОВД по Бардымскому МР ПК, принадлежит истцу на праве собственности.
Согласно записей в ПТС № автомобиль ранее был зарегистрирован в РЭО ГИБДД при ОВД Бардымского МР ПК за ФИО1
Согласно заключения -ДОЛЖНОСТЬ1- № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что маркировка на табличке блока двигателя нанесена на заводе-изготовителе, изменению не подвергалась. Табличка на данном блоке установлена самодельным способом и не принадлежит данному блоку. Установить заводскую маркировку данного блока двигателя не представляется возможным из-за отсутствия дублирующей маркировки. Блок двигателя отлит ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением ОМ № УВД по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по указанному факту было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в постановке автомобиля на учет вновь было отказано.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
Указанные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
В силу п. 2 Правил Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
В соответствии с абз. 6 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с п. 5 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 17.02.1994 г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» (Действия сотрудников органов внутренних дел при осуществлении мероприятий по розыску транспортных средств):
- при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.1.);
- задержание транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.2.).
- наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором. В случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершение регистрационных действий откладывается до окончания производства по делу в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.3.);
- в случае регистрации автомототранспортного средства с измененной (уничтоженной) маркировкой Госавтоинспекцией выдаются дубликаты регистрационных документов, в которых в разделе «особые отметки», а также в книге регистрации (автоматизированном банке данных) делаются соответствующие записи, экспертно - криминалистическим подразделением изготавливается фотография места маркировки размером 50 х 15 мм, которая вклеивается в карточку учета автомототранспорта (п.п. 5.4.).
Таким образом, вышеуказанными действующими ведомственными нормативными правовыми актами МВД России предусматривается возможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами, имеющими признаки скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Кроме того, в соответствии ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, ограничение права собственника транспортного средства, имеющего скрытые, измененные или уничтоженные маркировки номерных узлов и агрегатов, на допуск к участию в дорожном движении путем запрещения его эксплуатации может быть установлено только федеральным законом, а не иными нормативно - правовыми актами.
Кроме того, статьей 130 ГК РФ автомобили не отнесены к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на движимое имущество действующим законодательством РФ не предусмотрена, в связи с чем обязательная государственная регистрация автотранспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон), согласно ст. 1 которого настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Статья 19 Закона (Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств) определяет следующее:
1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
2. Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
3. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.
Предусмотренный ч. 1 указанной статьи Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, является Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Перечень).
Настоящий Перечень устанавливает неисправности транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Список указанных в Перечне неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. При этом скрытые, измененные или уничтоженные кустарным способом маркировки номерных узлов и агрегатов, а также поддельный ПТС в указанный Перечень не входят, в связи, с чем не могут рассматриваться в качестве неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 51 вышеуказанных Правил регистрации, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что государственная регистрация транспортных средств фактически является разрешительным актом на их техническую эксплуатацию в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Без государственной регистрации транспортного средства, на основании которой осуществляется допуск к участию в дорожном движении с целью его безопасности, его собственник не может реализовать одно из правомочий собственника в отношении своего автомобиля - правомочие пользования, которое заключается в праве собственника на извлечение полезных, потребительских свойств вещи, то есть в надлежащей эксплуатации автомобиля. При этом наличие измененных кустарным способом маркировок номеров узлов и агрегатов не является безусловным основанием для запрещения эксплуатации транспортных средств.
По мнению суда указанный запрет может быть наложен только по результатам расследования соответствующего уголовного дела в случае установления первичного собственника автомобиля (отдельного номерного агрегата) и передачи ему автомобиля на ответственное хранение, либо по приговору или решению суда.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Ограничение или лишение права собственности может быть произведено только по решению суда.
Ограничение права собственности истца на указанный автомобиль не должно иметь место, т.к. истец не может нести ответственность за действия лиц, которые привели к изменению кустарным способом маркировок автомобиля. Вина истца в изменении указанных маркировок не установлена, что подтверждается постановлением об отказе в ВУД.
Таким образом, суд полагает, что заявленное истцом требование о возложении обязанности по постановке автомобиля на учет с внесением в регистрационные документы сведений согласно заключению специалиста подлежит удовлетворению на основании ст.ст. 209 и 304 ГК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД поставить принадлежащий Казакову В.В. автомобиль -МАРКА1-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный номер отсутствует, двигатель №, ПТС №, выдан ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД ОВД по Бардымскому МР ПК на государственный регистрационный учет в установленном порядке.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Тонких