О признании незаконным и отмене решения, возложении обязательства



Дело № 2 -3185\2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.12.2010 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе:

судьи Федотова О.Ю.

при секретаре Коробейниковой И.Л.

с участием представителя ответчика Жаворонковой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самариной Г.В. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми» о признании незаконным и отмене решения, возложении обязательства,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику за назначением пенсии в связи с тем, что ее педагогический стаж составил более 25 лет.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия Управления Пенсионного Фонда (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми, рассмотрев ее заявление о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приняла решение об отказе ввиду отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет, исключив периоды работы в должностях:

- -ДОЛЖНОСТЬ1- -ОРГАНИЗАЦИЯ1- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ1- -ОРГАНИЗАЦИЯ7- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ2- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ3- в -ОРГАНИЗАЦИЯ3- г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истица считает решение комиссии неправомерным и не основанным на нормах закона, полагает, что специальный стаж у нее составил к моменту обращения за назначением трудовой пенсии досрочно 27 лет 07 месяцев 30 дней.

В решении комиссии указано, что в Списках должностей и учреждений (далее - Списки) от ДД.ММ.ГГГГ № "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отсутствуют наименования должности «руководитель кружка» и учреждений «Дворец культуры», «Дом культуры», а деятельность осуществляемая в должности «педагог дополнительного образования» осуществлялась не в учреждении дополнительного образования, а в общеобразовательном учреждении, что не соответствует Спискам от ДД.ММ.ГГГГ №.

Истица просила признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов о реализации прав граждан УПФР в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении подлежащим включению в педагогический стаж периоды работы в должностях:

- -ДОЛЖНОСТЬ1- -ОРГАНИЗАЦИЯ1- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ1- -ОРГАНИЗАЦИЯ7- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ2- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ3- в -ОРГАНИЗАЦИЯ3- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Просила обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды работы; обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Истица и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, извещались. Истица ранее на иске настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, доводы указаны в возражениях на иск.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что истица в -ОРГАНИЗАЦИЯ4- работала только -ДОЛЖНОСТЬ1- В Доме культуры были кружки фортепиано, гитары, баяна и хоровая студия. Проводились совместные концерты. Все эти кружки были созданы для детей инвалидов. Детей было много в кружках, были учебные классы и велись специальные журналы. Было расписание работы кружков. Были также кружки для взрослых, сама она была руководителем хора.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что она была -ДОЛЖНОСТЬ4- -ОРГАНИЗАЦИЯ4- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истица работала руководителем кружка и вела кружок с детьми. В Доме культуры были и взрослые кружки.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что она вместе с истицей работала в -ОРГАНИЗАЦИЯ5-, изменилось только название, функции педагогов не изменились, профиль деятельности -ОРГАНИЗАЦИЯ4- не изменился). Она работала -ДОЛЖНОСТЬ5- и приходила на уроки истицы Истица работала с детьми 6-7 лет и 10-11 классов. Дети занимались в классах, приходили после школы, и это было дополнительное образование. Истица вела танцевальный кружок, у нее были группы детей по 15-20 человек. Истица преподавала детям и обучала их. Велся график работы и было расписание работы кружков. Истица заполняла журналы и сдавала отчеты. Кроме кружка истицы работали иные кружки.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что истица работала во -ОРГАНИЗАЦИЯ2- с ДД.ММ.ГГГГ в качестве -ДОЛЖНОСТЬ1-. Это был самоокупаемый детский коллектив. Во дворце было 20 коллективов. Во Дворце занимались дети от 4 до 14 лет, после детского сада и школы. Это было дополнительное образование. Истица занималась непосредственно с детьми, их воспитанием и обучением. В связи с пожаром во -ОРГАНИЗАЦИЯ2- сохранились не все документы, поэтому истице была выдана справка за период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 27 указанного закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации определение работ, профессий, должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации применение локальных либо ведомственных подзаконных актов при оценке пенсионных прав истицы не допустимо.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Самарина Г.В. обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9-10) истице было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Как видно из представленных суду документов истица работала в должностях:

- -ДОЛЖНОСТЬ1- -ОРГАНИЗАЦИЯ1- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ1- -ОРГАНИЗАЦИЯ7- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ2- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- -ДОЛЖНОСТЬ3- в -ОРГАНИЗАЦИЯ3- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Указанные периоды ответчиком не были включены в специальный стаж истицы.

Суд, оценивая представленные суду доказательства не находит оснований для удовлетворения исковых требований истицы.

В период работы истицы в -ДОЛЖНОСТЬ1- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее Постановление № 1397, не применяющееся на территории Российской Федерации с 01.10.1993 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953) утвердившее Перечень учреждений, организаций и должностей в соответствии с которым назначаются пенсии за выслугу лет. Согласно п. 2.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при назначении пенсий за выслугу лет необходимо строго руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением № 1397, расширительному толкованию он не подлежит.

В Перечне, утвержденном Постановлением №, -ДОЛЖНОСТЬ1-, как дающая право на пенсию за выслугу лет не поименована. В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа, утвержденного Постановлением №, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

Согласно п. 4 вышеуказанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В Номенклатуру внешкольных учреждений, согласованную с Министерством финансов СССР (Приложение к Приказу Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 г. N 227) -ОРГАНИЗАЦИЯ1- на период работы истицы в нем включен не был. Указанное учреждение было включено в Примерный перечень внешкольных учреждений (Приложение 1 к Приказу Гособразования СССР от 23 апреля 1990 г. N 280), то есть уже после окончания периода работы истицы в нем.

К Примерному перечню внешкольных учреждений (Приложение 1 к Приказу Гособразования СССР от 23 апреля 1990 г. N 280) нельзя отнести -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, -ОРГАНИЗАЦИЯ7-, в связи с не соответствием Примерного положения о внешкольном учреждении статуса вышеуказанных учреждений. Так в соответствии с п. 1.1 Примерного положения о внешкольном учреждении, внешкольные учреждения являются составной частью единой системы народного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей. Однако у суда нет данных, что учреждения, в которых работала истица, были составной частью единой системы образования.

Доводы истицы о том, что она осуществляла педагогическую деятельность в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, -ОРГАНИЗАЦИЯ7-, -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, которые, по мнению истицы, являлись внешкольными учреждениями для детей и осуществляли свою деятельность на основании приказа Министерства просвещения от 20.02.1969 г., письма Минпроса СССР от 01.11.1976 г. № 66-М «О введении типового положения о Доме пионеров», постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 г. № 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы», не подтверждены и не являются состоятельными.

Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, ни ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в -ДОЛЖНОСТЬ1-.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшее в период работы истца, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности руководителя кружка.

Приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в -ДОЛЖНОСТЬ3-, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

При таких обстоятельствах нельзя установить тождества выполняемых истицей функций, условий и характера его деятельности в должности "руководитель кружка" и функциональных обязанностей педагога дополнительного образования.

Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Так как специальный стаж Самариной Г.В. на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости составил менее 16 лет 8 месяцев, права у истицы на включение спорных периодов работы не возникло.

Согласно ст. 13 Закона о трудовых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должны быть также приложены документы, подтверждающие стаж, на соответствующих видах работ.

Так как справки, уточняющие характер работы истицы, утвержденной формы, до регистрации Самариной Г.В. в системе обязательного пенсионного страхования, в материалах дела отсутствуют, имеющиеся справки не подтверждают осуществление истицей педагогической деятельности, показания свидетелей не могут компенсировать отсутствие требуемых документов в данному случае, и в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не относятся к допустимым доказательствам.

Период работы Самариной Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -ДОЛЖНОСТЬ3- в -ОРГАНИЗАЦИЯ3- не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (далее Правила № 781) согласно которому в стаж засчитываются периоды работы в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, при этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Таким образом, спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии действующим пенсионным законодательством Российской Федерации может быть включен в специальный стаж истицы только при условии работы во внешкольном учреждении, к которым не относятся средние общеобразовательные школы.

Доводы Самариной Г.В. о том, что ее работа в -ДОЛЖНОСТЬ3- в -ОРГАНИЗАЦИЯ3- тождественна работе -ДОЛЖНОСТЬ3- в -ОРГАНИЗАЦИЯ6- ничем не подтверждены и являются недоказанными.

Из представленных истицей должностных инструкций -ДОЛЖНОСТЬ3- -ОРГАНИЗАЦИЯ3- от ДД.ММ.ГГГГ и -ОРГАНИЗАЦИЯ1- от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что должностные обязанности педагога дополнительного образования в системе дополнительного образования сильно отличаются от должностных обязанностей педагога дополнительного образования в системе общего образования.

Кроме того, пунктами 1, 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № па, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»в дополнение к документам, установленным в п. 1 Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Истица зарегистрирована в системе обязательного государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых, в том числе, указывают и периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. При этом данные об уплачиваемых страховых взносах подаются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Так как работодателем истицы были представлены сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, территориальным управлением Пенсионного фонда сведения приняты, недостоверности представленных сведений не обнаружено, сведения о характере выполняемой Самариной Г.В. работы никем не оспорены, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, поданные за Самарину Г.В., считаются достоверными и не подтверждают осуществление истицей педагогической деятельности в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Самарина Г.В. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются календарно периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Так как истица находилась в отпусках без сохранения заработной платы, что подтверждается справкой, уточняющей характер работы от ДД.ММ.ГГГГ № (лист пенсионного дела 19-20), вышеуказанные периоды не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании вышеизложенного, требования истицы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Самариной Г.В. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми» о признании незаконным и отмене решения, возложении обязательства отказать.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья О.Ю. Федотов