О признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности образовать земельный участок



Дело № 2- 70/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 года город Пермь

Свердловский районный суд города Перми в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Т.А.

При секретаре Шишовой М.А.

С участием представителя истицы Гнатенко В.А. (по доверенности)

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпигуновой Т.М. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности образовать земельный участок,

У с т а н о в и л :

Истица обратилась в суд, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся владельцем индивидуального жилого дома, расположенного: <адрес>. Позднее указанное строение подверглось пожару и в ДД.ММ.ГГГГ дом был продан ФИО2 В настоящее время собственников жилого дома выступает ФИО3

Истица Шпигунова Т.М. <данные изъяты> ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ

Перед продажей дома ФИО1 занял часть соседнего земельного участка, расширив тем самым границы своего, а перед продажей жилого строения отгородился забором от ранее занимаемого земельного участка с жилым домом, который позже перешел во владение ФИО2 В результате возникло два самостоятельных соседних земельных участка. Спорный земельный участок на сегодняшний день расположен между домами № и № по <адрес>.

Таким образом, ФИО1 совместно с дочерью Шпигуновой Т.М. с 1977 г. начал осуществлять владение земельным участком, расположенным между домами № и № по <адрес>.

В последующем, после смерти отца, истица стала владеть земельным участком самостоятельно. За период владения истица возвела на участке жилые постройки, проживала в них. Длительное время Шпигунова Т.М. оплачивала земельные налоги за владение и пользование земельным участком во исполнение требований налогового законодательства РФ.

Статья 234 ГК РФ указывает правовые основания, по которым лицо приобретает право собственности на вещь в силу приобретательской давности:

1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

ФИО1, правопреемником которого является истица начал владение с ДД.ММ.ГГГГ в общей сложности Шпигунова Т.М. непрерывно без выбытия имущества из владения добросовестно как своим собственным, открыто, то есть доступно для общего восприятия владела указанным земельным участком в течение 32 лет, и таким образом, в соответствии с приведенными нормами права пробрела право собственности на упомянутый спорный земельный участок.

Шпигунова обратилась в Департамент земельных отношений с предложением выделить ей земельный участок с дальнейшей передачей в собственность, однако ответа на данное заявление не было.

На основании изложенного, истица просит суд возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность образовать земельный участок площадью 800 кв.м. из свободных земель населенных пунктов между домами № и № по <адрес> для передачи в собственность Шпигуновой Т.М.

Признать за Шпигуновой Т.М. право собственности на земельный участок площадью -S-, расположенный между домами № и № по <адрес>.

В судебное заседание истица не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Третьи лица Нагимова К.Е., Лорер В.В. в судебное заседание не явились, извещались.

Представитель Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем отзыве ответчик указал, что не согласен с исковыми требованиями истца

Как установлено материалами дела, согласно ответу на запрос ДЗО Администрации города Перми информация о предоставлении земельного участка по <адрес>, между домами № и № по <адрес>, построенного согласно приложенным координатам, в департаменте отсутствует. Также сообщается, что вышеуказанный земельный участок частично расположен на земельном участке, предоставленном в собственность ФИО3 под 1-этажный жилой дом с постройками, частично на свободных землях населенных пунктов /л.д.53/.

Шпигунова (до заключения брака ФИО1 /л.д. 57/, <данные изъяты> ФИО1 /л.д.58/.

Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ /л.д.56/.

Как следует из справок Председателя уличного комитета ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ после отчуждения домовладения, расположенного по адресу: <адрес> занял соседний участок по <адрес> и с указанного времени добросовестно, открыто и непрерывно владел им как своим собственным, возводил на земельном участке постройки и совершал иные действия и совершал иные действия. После смерти ФИО1 и по настоящее время Шпигунова Т.М. продолжает владение земельным участком /л.д. 59/.

Согласно информации содержащейся в базе данных инспекции, за период владения земельным участком, площадью. -S- находящейся по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, исчисление земельного налога производилось Шпигуновой Т.М., уплата налогов производилась Шпигуновой Т.М. в полном объеме /л.д. 60/.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Аналогичное положение существовало в Гражданском Кодексе РСФСР 1964 года.

На основании положения ч.1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

На основания положения ст. 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ)

В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу п.2.1.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №, основной целью департамента является осуществление полномочий администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются:

земля как природный объект и природный ресурс;

земельные участки;

части земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

В департаменте земельных отношений администрации города Перми отсутствуют сведения о предоставлении кому-либо спорного земельного участка, также в документах, представленных истцом в обосновании своих доводов, отсутствует информация о таком предоставлении.

Действующим законодательством на сегодняшний день определен порядок и условия предоставления земельных участков. Земельные участки для строительства предоставляются на торгах, либо при условии предварительного согласования места размещения объекта. Земельные участки под существующие объекты недвижимости предоставляются в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ.

Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 № 260 был утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми».

Вышеуказанными правовыми актами не предусмотрено предоставление земельных участков под самовольно возведенные объекты недвижимого имущества на каком-либо праве.

Доказательств к тому, что компетентными органами предоставлялся на каком-либо праве земельный участок, расположенный по <адрес> не представлено.

В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п.10 ст. 3 указанного закона, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ. Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируется ст. 36 ЗК РФ.

В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность ).

Указанная норма права признает приобретательную давность при наличии ряда условий, причем все эти условия обязательны и равнозначны, отсутствие (несоблюдения) хотя бы одного из них исключает возможность перехода права собственности в порядке приобретательской давности.

К названным выше условиям относятся длительность существования владения, которая для недвижимости составляет 15 лет; непрерывность (потенциальный приобретатель должен доказать, что каждый день в течение всего срока он был владельцем вещи); добросовестность и открытость владения.

Исходя из смысла указанной нормы лицо, не являющееся собственником должно владеть имуществом, как своим собственным. Содержание статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что одним из признаков приобретательской давности является добросовестное владение недвижимым имуществом.

Определение добросовестного приобретателя вытекает из содержания ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что добросовестным приобретателем является лицо, которое, приобретая имущество, не знало и не могло знать о правах других лиц в отношении этого имущества.

В приобретательской давности добросовестность проявляется в том, что даже если владение незаконно, давностный приобретатель в момент начала владения не только не знал, но и не мог знать о незаконности своего владения.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. № 137-ФЗ граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в законную силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами ст.36 ЗК РФ (в редакции ФЗ от 30.06.06 года № 93-ФЗ).

Доказательств того, что спорный земельный участок предоставлялся кому - либо на каком -либо праве в материалы дела не представлено, порядок предоставления земельных участков предусмотрен действующим законодательством.

При этом указанные основания и порядок вообще не исходят из возможности приобретения права собственности на земельный участок по праву приобретательской давности.

Однако, следует отметить, что истицей не доказана добросовестность владения спорным земельным участком, а именно что с момента начала владения истица не знала о незаконности своего владения.

Оплата истицей налогов за спорный земельный участок, а также отсутствие возражений со стороны собственником соседних со спорным земельным участком не является основанием для признания за истицей права собственности на спорный земельный участок.

Суд считает, что не подлежат удовлетворению требования истицы о возложении на департамент земельных отношений обязанности по образованию спорного земельного участка, какого -либо раздела, объединения, перераспределения земельного участка материалами дела не установлено, следовательно обязанность Департамента земельных отношений Администрации города Перми по образованию земельного участка в соответствии с положением ст. 11.2 Земельного кодекса РФ не возникла.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Отказать Шпигуновой Т.М. в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности образовать земельный участок площадью -S-, из свободных земель населенных пунктов между домами № и № по <адрес>.

Решение в течение 10-ти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Свердловский районный суд города Перми.

Судья Т.А. Никитина