Дело № 2-77/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Чебыкина В.Л.
с участием истца Ермакова К.С.
представителя ответчика Потопальской О.В.
при секретаре Ануфриевой И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ермакова К.С. к Главному управлению внутренних дел по Пермскому краю об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
Установил:
Ермаков К.С. обратился в суд с иском к ГУВД по Пермскому краю, просит обязать ответчика отменить п. 2 приказа начальника ГУВД по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивировал тем, что приказом начальника ГУВД по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ он назначен на -ДОЛЖНОСТЬ-. В ДД.ММ.ГГГГ по нему и другим сотрудникам была проведена служебная проверка по факту нарушения требований ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре». ДД.ММ.ГГГГ был вынесен приказ о применении в отношении него и других сотрудников дисциплинарных взысканий, в отношении него - строгий выговор. Считает данный приказ незаконным, поскольку он вынесен по истечении 31 дня с момента окончания служебной проверки. Кроме того, нарушения ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре» в его действиях отсутствовали, поскольку, по его мнению, указания только Генерального прокурора РФ по вопросам только дознания являются обязательными для исполнения. Следовательно, иных должностные лица органов прокуратуры не могут давать указания, обязательные к исполнению сотрудниками криминальной милиции.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, проверив материалы дела, суд считает, что спор подлежит рассмотрению в соответствии Закона РФ «О милиции», Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 (далее - Положение), в части не противоречащей Закону РФ «О милиции» и приказом МВД РФ от 14.12.1999 г. № 1038, утвердившим Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ (далее - Инструкция), ФЗ РФ «О прокуратуре», а также Трудового Кодекса Российской Федерации, в той части, которая не регламентирована законодательством «О милиции».
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
понижение в должности;
снижение в специальном звании на одну ступень;
лишение нагрудного знака;
увольнение из органов внутренних дел.
Как указано в ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством РФ, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министерства внутренних дел РФ, прямых начальников, порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлением имеющихся у них полномочий.
В силу ст. 11 Положения, гражданин при заключении контракта о службе в органах внутренних дел обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать присягу. Внутренний распорядок и требования Положения.
В соответствии пунктов 5.2, 5.3, 5.4 контракта о службе в органах внутренних дел, заключенного между истцом и МВД РФ, Ермаков К.С. обязуется соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативно- правовыми актами РФ о службе в органах внутренних дел, Присягу сотрудника органов внутренних дел, внутренний распорядок, честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности, нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенные на него обязанностей.
Как указано в ст. 39 Положения до наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.
Согласно п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах Внутренних дел РФ дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины. При определении вины и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, приказом ГУВД по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № Ермаков К.С. был назначен на -ДОЛЖНОСТЬ- на срок 5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОБЭП ОВД по Пермскому муниципальному району с заявлением не незаконные действия конкурсного управляющего ФГУДП «Гамово».
В ходе проведения доследственной проверки по данному заявлению сотрудниками ОВД по Пермскому муниципальному району, в том числе и истцом, неоднократно нарушались требования ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре», выразившиеся в неоднократном вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, не выполнив письменных указаний прокурора (а именно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносилось ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с изложенным, ФИО1 обратилась в ГУВД по Пермскому краю с жалобой на действия сотрудников ОВД по Пермскому муниципальному району, в числе которых и истец.
По данному факту была проведена служебная проверка и вынесено заключение по материалам служебной проверки, которое было согласовано с начальником ИЛС УРЛС ГУВД по Пермскому краю Синица Д.О., начальником ОПО ГУВД по Пермскому краю Субботиным А.В., и.о. начальника УРЛС ГУВД по Пермскому краю Максимовым Н.Э. Заключение по материалам служебной проверки утверждено начальником ГУВД по Пермскому краю Горловым Ю.Г. ДД.ММ.ГГГГ.
С данным заключением истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись на заключении по материалам служебной проверки.
Истцом данный факт не оспаривался.
Приказом ГУВД по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истец был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре», а также не обеспечение строгого соблюдения законности в деятельности отделения, ему был объявлен строгий выговор.
С данным приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что им не оспаривалось.
В соответствии раздела 1 должностной инструкции начальник отделения по борьбе с экономическими преступлениями руководит и контролирует деятельность сотрудников отделения, несет персональную ответственность за решение возложенных на них задач;
обеспечивает строгое соблюдение законности в деятельности отделения и правомерность действий сотрудников при исполнении возложенных на них обязанностей;
организует и контролирует исполнение личным составом отделения нормативных актов Президента РФ. директивы, решений коллегий, указаний, приказов МВД РФ и ГУВД по Пермскому краю;
самостоятельно принимает необходимые решения и несет персональную ответственность за их исполнение;
в пределах своей компетенции осуществляет оперативно-розыскную деятельность;
строго соблюдает законность и служебную дисциплину, режим секретности при исполнении возложенных на него обязанностей;
проявляет принципиальность, личную инициативу и настойчивость в выполнении поставленных перед ним задач;
в пределах возложенных обязанностей по должности и выполнения поставленных задач самостоятельно принимает необходимые решения и несет персональную ответственность за их исполнение.
Согласно ст.6 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Как указано в ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.п. 2. 3 ч.2 ст. 37 УПК РФ).
Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами (ч. 5 ст. 37 УПК РФ).
На основании ч.6 ст. 148 УПК РФ, признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
В соответствии п.п. 17, 24 ст. 5 УПК РФ под органами дознания понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия; начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Как указано в п.1 ч.1 статьи 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № криминальная милиция является органом дознания.
Как указано в п. 6.2.2. раздела № 6 приложения № 1 к приказу МВД РФ от 30.12.2007г. № 1220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации» отделение по борьбе с экономическими преступлениями входит в структуру криминальной милиции отдела внутренних дел.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что в исковых требованиях Ермакову К.С. следует отказать, поскольку исследованными в суде доказательствами нашел свое подтверждение факт невыполнения истцом письменных указаний прокурора, обязательных для него. Он выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые впоследствии были отменены как незаконные и необоснованные. Тем самым, Ермаковым К.С. были нарушены требования ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре». Кроме того, со стороны истца не было надлежащего контроля в отношении подчиненных ему сотрудников ОБЭП, которые также выносили незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись прокурором Пермского района Пермского края или его заместителем. Тем самым, истцом был нарушен раздел 1 должностной инструкции начальника ОБЭП.
Указанное выше подтверждено Сибиряковым А.В., проводившим служебную проверку.
К доводам истца о том, что иные должностные лица органов прокуратуры, за исключением Генерального прокурора РФ, не вправе давать обязательные к исполнению указания сотрудникам криминальной милиции, суд относится критически, поскольку как уже указано выше, отделение по борьбе с экономическими преступлениями входит в структуру криминальной милиции отдела внутренних дел, которая в свою очередь обязана исполнять указания прокурора.
В ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт того, что приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности был вынесен по истечении 31 дня с момента окончания служебной проверки, поскольку заключение по материалам служебной проверки было утверждено ДД.ММ.ГГГГ, а приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности вынесен ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом месячный срок.
В рамках служебной проверки истцом давались объяснения.
С учетом изложенного, в иске Ермакову К.С. к ГУВД по Пермскому краю об отмене пункта 2 приказа начальника ГУВД по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В иске Ермакову К.С. к Главному Управлению внутренних дел по Пермскому краю об отмене пункта 2 приказа начальника ГУВД по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми.
Судья В.Л. ЧЕБЫКИН