О признании незаконным решения



Дело № 2-2739/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Пермь 15 февраля 2011 года

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Коневских О.В.,

с участием прокурора Демидовой Е.С.,

при секретаре Ощепковой Е.В.,

заявителя Романова О.А.,

представителя заявителя Михайловой И.В., Мальцева Н.Л.,

представителей заинтересованного лица Гурея И.И., Сафоновой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романов О.А. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва Романов О.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №», возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №,

у с т а н о в и л:

Романов О.А. обратился с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва Романов О.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №», возложении на комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

В обоснование заявленных требований Романов О.А. указал, что в итоговом протоколе содержится запись № о составлении 92 подписных листов с нарушением установленной формы, однако нет указания на то, какие именно нарушения формы допустил кандидат. Из устной беседы с членами рабочей группы ему стало известно, что несоблюдением формы подписного листа сочли размещение в нижнем правом поле подписного листа сведений о лицах, изготовивших и заказавших листы, адресе лица, изготовившего листы, дате, номере заказа и тираже, отметка о том, что оплата изготовления листов произведена со специального избирательного счета кандидатов. Данное утверждение комиссии необоснованно, поскольку законодательно не установлено понятие «форма подписного листа», изготовитель подписных листов руководствовался ГОСТ 7.04-2006, ГОСТ 7.9-95.

9 подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, внесло дополнительные сведения о себе после заверения своих предыдущих данных, но дополнительно не заверило их своей подписью. Однако согласно п.п. «ж» п.11 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК считаются недействительными подписи, если имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. В данном случае исправлений в подписных листах нет.

Выводы избирательной комиссии о недействительности части подписей основаны на расхождениях сведений в базе ГАС «Выборы» фактическим данным избирателей. Однако уже на заседании комиссии доверенным лицом были представлены копии карточек регистрации по месту жительства и копии паспортов в отношении некоторых избирателей, сведения о которых отсутствуют в системе ГАС «Выборы» или внесены в нее с ошибкой. Таким образом, достоверными являются сведения в отношении избирателей Коровкиной Е.Г., Буланова А.Ф., Кунгурцевой Л.П., Московченко А.И., Пятилетова С.А.

Суждение комиссии о том, что дата внесения подписи выполнена третьим лицом, должна быть основана на письменном заключении эксперта, однако такой документ отсутствует, сведений о проверке подписей кем-либо кроме членов рабочей группы не имеется, непосредственно при проверке подписей эксперт не участвовал.

Указывая на неполноту данных лица, осуществившего сбор подписей избирателей, рабочая группа не указала, что именно она считает неполнотой данных, в итоговом протоколе это не указано, непосредственно при проверке замечаний не высказывалось. Также не указано, что рабочая группа считает неполным местом жительства избирателя.

Не согласен заявитель с выводом рабочей группы об отсутствии в некоторых подписных листах подписи лица, осуществившего сбор подписей, так как по его мнению все подписные листы были подписаны лицом, осуществлявшим сбор подписей.

Кроме того, заявитель указал на нарушения, допущенные в ходе проверки подписей избирателей и оформлении документов. Время окончания проверки указано 13 час. 55 мин. ДД.ММ.ГГГГ. Однако фактически проверка проводилась дольше, проверка данных избирателей по ГАС «Выборы» началась с участием доверенного лица не ранее 14 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ. Копия ведомости проверки подписных листов вместе с копией итогового протокола была вручена с нарушением установленного законом срока только ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день заседания комиссии. На копии ведомости стоит дата ее заверения ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически копия была изготовлена ДД.ММ.ГГГГ

Заявитель полагает, что недействительными могут быть признаны не более 20 подписей избирателей, сведения о которых в подписных листах не соответствуют данным ГАС «Выборы» и в отношении которых кандидатом не представлено доказательств верности данных в подписных листах, но данное количество не препятствует регистрации кандидата.

В судебном заседании Романов О.А. заявление поддержал, пояснил, что по его мнению у избирательной комиссии к нему предвзятое отношение, о чем свидетельствует факт проверки 100% подписей только у него одного из всех кандидатов.

Представитель заявителя Михайлова И.В. в судебном заседании поддержала требования заявителя по основаниям, изложенным в заявлении, пояснила, что имеющиеся в нижнем правом углу подписных листов сведения не свидетельствуют о нарушении установленной законом формы подписного листа, является записью организационно-технического характера, с учетом дополнительно поступившей информации из Отдела УМФС Свердловского района г.Перми полагает, что недействительными могут быть признаны только 17 подписей, при исключении которых из числа собранных подписей оставшегося количества подписей достаточно для регистрации Романов О.А. кандидатом в депутаты.

Представитель Мальцев Н.Л. поддержал пояснения, данные Михайловой И.В., дополнительно пояснил, что имеется сложившаяся судебная практика, согласно которой сокращение наименования улицы не препятствует однозначному восприятию сведений о месте жительства избирателя.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми Гурея И.И. полагает, что решение Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г. Перми об отказе в регистрации кандидата в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Романов О.А. является законным и обоснованным, оснований для его отмены в судебном порядке не имеется.

Из письменных возражений представителя заинтересованного лица следует, что в подписных листах кандидата в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Романов О.А. размещены следующие сведения: «Изготовлено: ИП Арапова Е.А. <адрес>; св-во №, ИНН <данные изъяты>. Тираж 12000 экземпляров. Дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ Заказ №. Заказчик: кандидат в депутаты Пермской городской Думы по округу № Романов О.А.. Оплачено со счета кандидата в депутаты».

Поскольку установленная форма подписного листа не предусматривает указание таких сведений, то по формальному признаку подписные листы кандидата не соответствует установленной форме.

Размещение на подписных листах каких-либо данных, в том числе предусмотренных для агитационных печатных материалов ст.54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст.53 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» законом не предусмотрено. Требование той же нормы закона о необходимости оплаты изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда кандидата не может быть истолковано таким образом, что «обязательное подтверждение оплаты изготовления подписных листов должно быть включено в текст бланка подписного листа».

При проверке подписных листов доверенное лицо кандидата Михайлова И.В. пояснила, что указанные в подписных листа сведения об изготовителе были отпечатаны индивидуальным предпринимателем, и ею (представителем) при приемке тиража форма подписного листа не проверена.

Также из п.3 ст.35 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» прямо следует, что к подписным листам применяются как требования соответствия по форме Приложениям № 1-3, так и требования по сведениям, подлежащим включению в подписной лист. Единственная информация, которая может дополнительно указываться по желанию кандидата, это сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу. Возможности внесения в подписной лист каких-либо иных сведений законом не предусмотрено. Право «исправлять» мнимые «изъяны юридической техники» кандидатам тоже не представлено, но на них лежит обязанность выполнить общие для всех требования закона по оформлению подписных листов.

Закон не наделяет избирательные комиссии правом решать, является ли то или иное отступление от формы подписного листа существенным или нет, привело ли оно к нарушению чьих-то прав и в какой мере. В соответствии с п.п. «л» п.11 ст.36 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» все подписи в подписном листе, оформленном не в соответствии с приложениями № 1-3 к настоящему Закону, считаются недействительными. Каких-либо указаний на существенность отступлений в оформлении или на возможность признания таких подписей действительными в зависимости от того, как и насколько были нарушены чьи-либо избирательные права закон не содержит. Возможность регистрации кандидата закон обуславливает соблюдением ряда требований, в том числе формального характера, какое-либо отступление от которых нарушало бы принципы равенства кандидатов.

Представитель пояснил также, что в некоторых подписных листах сборщиком подписей после указания части своих данных и проставления подписи и даты указаны дополнительные данные, которые не удостоверены подписью сборщика подписей. Выявленным в части подписных листов неполным адресом места жительства избирателя является наименование улицы «Гатауллина» вместо «Анвара Гатауллина». Неполными данными лица, осуществлявшего сбор подписей, является указание в его данных субъекта как «Пермск. кр.». Относительно даты проставления подписи избирателя одним лицом и даты внесения подписи избирателя третьим лицом представитель заинтересованного лица пояснил, что данный вывод был сделан на основании субъективного мнения рабочей группы без привлечения специалистов, обладающих специальными познаниями в данной области. В п.35, 36 ведомости проверки подписей при указании на отсутствие подписи лица, осуществлявшего сбор подписей, имелось в виду отсутствие подписи после внесения данным лицом дополнительных сведений о себе. Несоответствие сведений о месте регистрации избирателей в подписных листах сведениям ГАС «Выборы» имело место на момент проверки, следовательно в настоящее время эти подписи даже при подтверждении их соответствия действительности не могут быть приняты в расчет.

Выслушав заявителя, его представителей, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагающего, что в удовлетворении заявления следует отказать, суд пришел к следующему.

Согласно ч.1 ст.34 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» выдвижение кандидата, единого списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

В соответствии с п. «а» ч.3, ч.6, 7 ст.35 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям N 1-3 к настоящему Закону.

При сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в подписном листе указываются дата голосования, а также фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. После чего каждый подписной лист заверяется также кандидатом (если подписи собираются в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

В соответствии с п.5 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК если кандидатом представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС "Выборы".

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Согласно п.11 ст.37 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК недействительными считаются:

а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;

б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем соответственно уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией, организующей выборы, единого списка кандидатов;

и) подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 статьи 35 настоящего Закона;

к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

л) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и(или) оформленном не в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Закону;

м) все подписи избирателей в соответствующем подписном листе, если заверительная запись лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, внесена позже заверительной записи кандидата (уполномоченного представителя избирательного объединения);

н) подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, в поддержку выдвижения которого собирались подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи.

В соответствии с п.п.«ж» п.4 ст.37 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.

Аналогичное положение содержится в п.п. «д» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Пермской городской Думы пятого созыва, в том числе одномандатного избирательного округа № с численностью избирателей 21 486.

Решением территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что минимальное количество подписей, необходимых для представления в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №, составляет 430 подписей (2% от общего числа избирателей согласно п.2 ст.35 Закона Пермского края от 9.11.2009г. № 525-ПК).

ДД.ММ.ГГГГ Романов О.А. представил в Территориальную избирательную комиссию Свердловского района г.Перми документы для регистрации кандидатом в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №.

ДД.ММ.ГГГГ Романов О.А. представил в Территориальную избирательную комиссию Свердловского района г.Перми 92 подписных листа с 461 подписью, собранной в поддержку кандидата.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией проводилась проверка подписных листов, по результатам которой были составлены ведомость проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из итогового протокола следует, что основаниями признания подписей недействительными послужили:

- в подписных листах 8, 10, 11, 23, 24, 44, 46, 47, 49, 51, 54, 57, 71, 76 - избиратель по данным ГАС «Выборы» не зарегистрирован по данному адресу;

- в подписных листах 1, 17 - лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, внесло дополнительные сведения о себе после заверения своих предыдущих данных, но дополнительно не заверило их своей подписью;

- в подписных листах 16, 24 - паспорт избирателя недействителен;

- в подписных листах 32 - 42 - неполные данные лица, осуществлявшего сбор подписей избирателя;

- в подписном листе 45 - отсутствует нумерация строк;

- в подписных листах 51, 84 - у избирателя по данным ГАС «Выборы» другие паспортные данные;

- в подписном листе 54 - у избирателя по данным ГАС «Выборы» другое отчество;

- в подписных листах 66, 90 - неполный адрес места жительства избирателя;

- в подписных листах 85, 86 - нет подписи лица, осуществившего сбор подписей избирателей;

- в подписных листах 47, 92 - даты проставления подписи избирателя выполнены одним лицом, дата внесения подписи выполнена третьим лицом;

- подписные листы с 1 по 92 - неустановленной формы.

В итоговом протоколе сделан вывод о том, что в подписных листах (92 штуки) неустановленной формы 116 недействительных подписей по иным основаниям.

Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Романов О.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному округу № ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, а также выявления более 10% недостоверных подписей от общего количества подписей. При этом комиссия исходила из того, что собрана 461 подпись, для регистрации необходимо 430 подписей, количество достоверных подписей составило 0, количество недействительных подписей составило 461, то есть 100% от проверенных подписей.

Рассматривая доводы заявителя, суд приходит к выводу о необоснованности признания всех подписей в количестве 461 недействительными по основанию несоблюдения установленной формы подписного листа, а именно, наличия в правом нижнем углу подписного листаследующих сведений: «Изготовлено: ИП Арапова Е.А. 614048, <адрес>; св-во №, ИНН <данные изъяты>. Тираж 12000 экземпляров. Дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ Заказ №. Заказчик: кандидат в депутаты Пермской городской Думы по округу № Романов О.А.. Оплачено со счета кандидата в депутаты».

Согласно ч.8 ст.37 Федерального Закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Понятие формы подписного листа в законодательстве не конкретизируется. Исходя из примеров установления форм подписных листов в приложениях к Федеральным законам (Законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), а также из анализа формы подписного листа, установленной приложением № 1 к Закону Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», под формой подписного листа подразумеваются его неизменяемые структурные и текстуальные элементы:

- заголовок («Подписной лист»), за которым следует наименование выборов, дата голосования;

- стандартная формулировка о поддержке нижеподписавшимися лицами самовыдвижения по данному избирательному округу кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы и должности, места проживания, сведений о судимости;

- таблица с данными избирателей с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, года рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно - число и месяц рождения), серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты выдачи, наименования или кода органа, выдавшего документ, даты проставления подписи и непосредственно подписи избирателя;

- удостоверение подписного листа лицом, собиравшим подписи (собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования и кода выдавшего его органа, подпись и дату ее внесения).

- удостоверение подписного листа кандидатом в депутаты (собственноручно ставит фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения).

Таким образом, по мнению суда, указание в нижнем правом углу подписного листа данных об изготовителе, тираже, дате выпуска, номере заказа, заказчике и сведений о том, за чей счет оплачено изготовление, не относится непосредственно к форме подписного листа, к его структурным или текстуальным характеристикам, установленным законом, является техническим элементом при издании типографской продукции, не искажает формы подписного листа, установленной в законе, не увеличивает и не уменьшает объем информации о кандидате, избирателе и лице, осуществляющем сбор подписей, который должен содержаться в подписном листе согласно закону, следовательно не влечет недействительности содержащихся в таком подписном листе подписей избирателей.

Также по мнению суда рабочая группа Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми необоснованно признала недействительными подписи 2, 4, 5 в подписном листе 47 по основанию проставления даты подписи одним лицом, а также подписей 5, 6 в подписном листе 92 по основанию внесения даты подписи третьим лицом.

Так, п.5 ст.36 Закона Пермского края от 9.11.2009г. № 525-ПК предусматривает возможность привлечения экспертов, письменные заключения которых, изложенные в ведомостях проверки, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений и их подписей.

Из материалов дела (ведомости проверки и итогового протокола), а также пояснений представителей Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми следует, что эксперт к проверке подписных листов и содержащихся в них подписей не привлекался, вывод рабочей группы в данной части был сделан на основании субъективного мнения членов рабочей группы после визуального осмотра подписей, следовательно оснований для признания указанных подписей недействительными не имелось.

В части признания недействительными подписей 1, 2, 3, 4, 5 в подписном листе 1, подписей 1, 2, 4, 5 в подписном листе 17 на том основании, что лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, внесло дополнительные сведения о себе после заверения своих предыдущих данных, но дополнительно не заверило их своей подписью, суд не может согласиться с выводом Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми.

В соответствии с п.п. «ж» п.11 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009г. № 525-ПК недействительными считаются все подписи в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Из подписных листов 1, 17 усматривается, что лицом, собиравшим подписи, внесены сведения о себе, предусмотренные законом и формой подписного листа, в полном объеме, имеется личная подпись и дата ее проставления. Фактически никакого исправления, подлежащего специальной оговорке, не вносилось, имело место изменение последовательности внесения сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей в графе, предусмотренной для внесения таких сведений. Доказательств того, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, были внесены разновременно, в материалах дела не имеется, представители заинтересованного лица в судебном заседании также ничем не подтвердили, что рабочая группа Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми располагала такими доказательствами на момент проверки подписей.

Не соглашается суд и с выводом о недействительности подписей 1, 2, 3, 4, 5, 6 в подписном листе 85, подписей 1, 2, 3, 4, 6 в подписном листе 86 в связи с тем, что данные листы не подписаны лицом, осуществлявшим сбор подписей, поскольку подпись указанного лица в подписных листах не имеется. При этом суд принимает во внимание буквальное толкование основания признания подписей в указанных листах недействительным, изложенное в ведомости проверки подписей, и не принимает во внимание довод представителя Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми о том, что в данном случае имелось в виду отсутствие подписи после внесения данным лицом дополнительных сведений о себе, поскольку инее основание кроме как отсутствие подписи лица, осуществлявшего сбор подписей, в ведомости не зафиксировано.

Территориальной избирательной комиссией Свердловского района г.Перми также были признаны недействительными подписи избирателей, в отношении которых было установлено несоответствие места жительства избирателя, указанного в подписном листе, данным ГАС «Выборы», несоответствие паспортных данных избирателей и отчества избирателя, указанных в подписных листах, данным ГАС «Выборы».

В соответствии с п.5 ст.35 Закона Пермского края от 9.11.2009г. № 525-ПК для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы".

В соответствии с п.п. «б» п.11 ст.36 Закона Пермского края от 9.11.2009г. № 525-ПК недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации.

Согласно представленным по запросу суда сведениям ОУФМС Свердловского района г.Перми место регистрации избирателей, поставивших свои подписи в строке 2 подписного листа 8, в строке 4 подписного листа 10, в строке 2 подписного листа 11, в строке 5 подписного листа 24, в строках 3, 4 подписного листа 46 соответствуют действительности, отчество избирателя, указанного в строке 2 подписного листа 54, соответствует действительности, паспортные данные избирателя, указанного в строке 2 подписного листе 84 соответствуют действительности.

Поскольку на момент проведения проверки рабочая группа не располагала справками органа внутренних дел Российской Федерации, на основании которых можно было сделать вывод о несоответствии действительности сведений, указанных в подписных листах, данный вывод был сделан лишь на основании сверки сведений, указанных в подписных листах, с ГАС «Выборы», на день рассмотрения заявления у суда имеются доказательства достоверности сведений, указанных в подписных листах, подписи избирателей в строке 2 подписного листа 8, в строке 4 подписного листа 10, в строке 2 подписного листа 11, в строке 5 подписного листа 24, в строках 3, 4 подписного листа 46, в строке 2 подписного листа 54, в строке 2 подписного листа 84 нельзя признать недействительными.

Не соглашается суд и с выводом о признании недействительными подписей 2, 4, 5, 6 в подписном листе 66 и подписи 1 в подписном листе 90 в связи с неполным указанием места жительства избирателей.

Пунктом 5 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Согласно п.5 ст.35 Закона Пермского края от 9.11.2009г. № 525-ПК подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в котором выдвинуты кандидат, единый список кандидатов.

Из решения Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в одномандатный избирательный округ № входит улица <адрес> с другим именем в данном округе нет.

В подписных листах место жительства избирателей указано <адрес>, отсутствует указание имени <данные изъяты>».

Суд с учетом данных обстоятельств приходит к выводу об имеющемся сокращении в названии улицы, которое следует рассматривать как не препятствующее однозначному восприятию данных о месте жительства избирателя и не являющееся основанием для признания подписей избирателей недействительными.

Вместе с тем, суд соглашается с выводом о недействительности 62 подписей избирателей в подписных листах 32 - 42 по тем основаниям, что лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесены неполные данные, а именно - наименование субъекта Российской Федерации. Так, из указанных подписных листов следует, что лицом, собиравшим подписи, в качестве субъекта РФ при указании места своего жительства указан «Пермск. кр».

Согласно п.п. «ж» п.11 ст.36 Закона Пермского края от 9.11.2009г. № 525-ПК все подписи в подписном листе считается недействительными, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме.

В соответствии с п.7 ст.35 Закона Пермского края от 9.11.2009г. № 525-ПК лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает в том числе адрес места жительства.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, в данных о лице, осуществлявшем сбор подписей, должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации. Довод представителя заявителя о том, что сокращенное наименование субъекта не препятствует однозначному восприятию указанных данных, не может быть принят во внимание, поскольку по мнению суда, могут иметь место общеупотребительные сокращения при указании слов - область (обл.), город (г.), улица (ул.), дом (д.), квартира (кв.), а не в наименовании самого субъекта РФ («Пермск.»). Кроме того, п.5 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ допускает сокращение слов и дат применительно к сведениям об избирателях, а не о лице, осуществляющем сбор подписей. При этом действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанных сведений о лице, осуществляющем сбор подписей, имеющиеся сокращения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства названных лиц. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.

Доводы заявителя о том, что проверка проводилась дольше указанного в ведомости времени, не может быть принята во внимание, так как не подтверждается доказательствами. Кроме того, несвоевременное вручение заявителю копий ведомости и итогового протокола не нарушает его права, поскольку согласно п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вносить дополнения и уточнения в подписные листы с подписями избирателей не допускается.

Таким образом, поскольку из 461 собранной подписи в поддержку самовыдвижения Романов О.А. кандидатом в депутаты 62 подписи являются недействительными по основанию внесения неполных данных лицом, осуществлявшим сбор подписей, 2 подписи являются недействительными по основанию недействительности паспорта, что не оспаривалось ни заявителем в его заявлении, ни представителем заявителя в судебном заседании, 2 подписи недействительны в связи с отсутствием нумерации пунктов, что также не оспаривалось представителем заявителя в судебном заседании, 13 подписей недействительны в связи с указанием избирателями в подписных листах сведений, не соответствующих действительности, что также не оспаривалось представителем заявителя, в целом количество недействительных подписей составляет более 10% от числа проверенных подписей, оснований для признания незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва Романов О.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №», а следовательно и для возложения на комиссию обязанности зарегистрировать Романов О.А. кандидатом в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Романов О.А. о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Свердловского района г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва Романов О.А., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №», возложении обязанности зарегистрировать Романов О.А. кандидатом в депутаты Пермской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья - О.В.Коневских