Дело № 2- 1546/2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10.02.2011 года г.Пермь Свердловский районный суд г.Перми в составе: председательствующего судьи Кетовой Л.Я. при секретаре Красиловой Н.В., с участием заявителя Галицкого Д.Г., представителя заинтересованного лица ПГУ Ивановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галицкого Д.Г. о признании незаконным, нарушающим его права, отказ Министерства образования и науки РФ в предоставлении ему информации, У С Т А Н О В И Л: Галицкий Д.Г. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 25 ГПК РФ, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ направил в Министерство образования и науки РФ запрос о предоставлении информации о деятельности Пермского государственного университета, а именно: о расходах на ректора и президента ПГУ. Данная информация должна быть у Министерства образования и науки РФ, поскольку вышеуказанное министерство является учредителем ПГУ, ПГУ является подведомственным министерству учреждением, министерство давало согласие на введение поста президента ПГУ и должно было проверить бюджет ПГУ на наличие необходимых средств для оплаты всех расходов в связи с введением данной должности, в том числе расходы на содержание помещений, служебного автомобиля. Министерство образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ направило ответ на письмо заявителя, в котором отсутствовала запрашиваемая информация. В ответе, полученном заявителем не ранее ДД.ММ.ГГГГ, были указаны общие нормы права в отношении автономных учреждений, хотя ПГУ к таким учреждениям не относится. Отсутствовала информация о расходовании -СУММА1-. бюджетных средств, полученных ПГУ в качестве победителя Всероссийского конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации был основан на ФЗ «О бухгалтерском учете». Просит признать незаконным, нарушающим его права отказ Министерства образования и науки РФ в предоставлении следующей информации: 1. о расходовании Пермским государственным университетом -СУММА1- бюджетных средства, полученных по результатам Всероссийского конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы; 2. о нормативных актах, определяющих порядок создания наблюдательных советов в национальных исследовательских университетах и выдвижения кандидатур в их состав; 3. о финансировании оплаты президента и ректора Пермского государственного университета. В судебном заседании заявитель Галицкий Д.Г. на удовлетворении своего заявления настаивает. Подтвердил свои пояснения, данные ранее, дополнил их. Из его пояснений следует, что у него отсутствуют какие-либо трудовые либо гражданско - правовые отношения с ПГУ, но ему было интересно знать о расходовании бюджетных средств ПГУ. Своим ответом Министерство образования и науки РФ фактически отказало ему в предоставлении запрашиваемой информации, так как не указаны суммы расходов и источники финансирования. Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Российской Федерации в судебном заседании не принимал участия, извещен о судебном разбирательстве, подал возражения по заявлению, согласно которых с доводами заявления не согласен и просит отказать в удовлетворении заявления. В обоснование возражений указано, что Министерство образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ направило Галицкому Д.Г. необходимую информацию, в пределах своих полномочий и действующего законодательства, на его обращение, поступившее ДД.ММ.ГГГГ. Запрашиваемая информация была не о деятельности органа государственной власти - Министерства образования и науки РФ, а о деятельности подведомственного ему образовательного учреждения ПГУ, которое является самостоятельным юридическим лицом, поэтому предоставление информации о финансово-хозяйственной деятельности ПГУ, включая информацию о финансировании президента и ректора ПГУ, могло повлечь нарушение его прав и противоречило бы законодательству о персональных данных. Поэтому обращение Галицкого Д.Г. могло быть рассмотрено только в порядке Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59 -ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Представитель заинтересованного лица ГОУВПО «Пермский государственный университет» с доводами заявителя Галицкого Д.Г. не согласен, просит в удовлетворении заявления отказать. Суд, выслушав заявителя Галицкого Д.Г., представителя заинтересованного лица ПГУ, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно ст. 8 Федерального Закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», пользователь информацией имеет право: получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации. В соответствии с частями 1,2,4,5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 года № 149-ФЗ, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. Положениями ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; Согласно ст. 10 названного Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 года, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Галицкий Д.Г. направил в Министерство образования и науки Российской Федерации запрос о предоставлении информации о деятельности ГОУВПО «Пермский государственный университет», а именно: предоставить отчет ПГУ о расходовании -СУММА1-., полученных в качестве победителя во Всероссийском конкурсе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы; о нормативных актах, определяющих порядок создания наблюдательных советов в национальных исследовательских университетах, а также полный список актов и полные тексты актов; порядок выдвижения кандидатур в наблюдательные советы; о финансировании оплаты президента и ректора ПГУ; перечень источников финансирования оплаты президента и ректора ПГУ, доли этих источников в объеме финансирования, общая сумма расходов на содержание президента и ректора ПГУ, включая служебный автомобиль, командировки, представительские и другие расходы ( л.д. 6-7). ДД.ММ.ГГГГ данное обращение поступило в Министерство образования и науки Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Российской Федерации в лице Департамента профессионального образования направило Галицкому Д.Г. письменный ответ на его обращение ( л.д.8-15) и предоставило ему следующую информацию: о нормативных актах, определяющих порядок создания наблюдательных советов в университетах, о порядке выдвижения кандидатур в наблюдательные советы, общие положения об оплате труда ректора и президента университета, а также то, что собственные средства Минобрнауки России на обеспечение данных расходов не выделяются, а предусмотрены Уставом университета. Также были указаны общие положения о расходах на транспорт, командировки, представительские расходы и иные расходы. В соответствии с ФЗ от 23.02.1996 года № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете» о расходовании ПГУ средств, полученных в качестве победителя на Всероссийском конкурсе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, все бюджетные организации предоставляют бухгалтерский отчет вышестоящему органу, являющемуся распорядителем федерального бюджета в установленные сроки для предоставления отчета. Согласно ст.ст. 254,255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям ( бездействиям) органа государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых : нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Суд приходит к выводу о том, что Министерство образования и науки Российской Федерации в лице Департамента профессионального образования не отказало Галицкому Д.Г. в предоставлении запрашиваемой информации, а предоставило ему информацию в пределах своих полномочий, действующего законодательства, с учетом законных прав и интересов ГОУВПО «Пермский государственный университет», а также положений ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»от 02.05.2006 года № 59-ФЗ. Галицкий Д.Г. просил предоставить информацию не о деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, а о финансовой деятельности подведомственного ему ГОУВПО «Пермский государственный университет», которое является самостоятельным юридическим лицом, следовательно, Министерство образования и науки Российской Федерации было не вправе давать конкретную информацию о финансовой и хозяйственной деятельности ГОУВПО «Пермский государственный университет», поскольку предоставление подобного рода информации является нарушением действующего законодательства о персональных данных, предоставление подобного рода информации затрагивает права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 5 п. 1 Федерального Закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», действие настоящего закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления. Запрашиваемая Галицким Д.Г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации информация непосредственно не затрагивала его права и свободы, поскольку он не является сотрудником ГОУВПО «Пермский государственный университет». Следовательно, его права и свободы в сфере получения информации Министерством образования и науки Российской Федерации не нарушены, ему не созданы препятствия к осуществлению его законных прав и свобод. По этим основаниям в удовлетворении заявления Галицкого Д.Г. о признании незаконным, нарушающим его права, отказ Министерства образования и науки РФ в предоставлении ему информации следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Галицкого Д.Г. о признании незаконным, нарушающим его права, отказ Министерства образования и науки РФ в предоставлении ему информации отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок 10 дней в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми. Судья Л.Я.Кетова