О досрочном назначении трудовой пенсии



Дело № 2-2670/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года          г. Пермь

Свердловский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Чебыкина В.Л.

с участием истца Сосниной Л.М.

представителя ответчика Жаворонковой Л.И.

при секретаре Ануфриевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосниной Л.М. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе города Перми об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан,

у с т а н о в и л:

Соснина Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фронда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (далее УПФ), указывая на то, что 27.08.2010 года она обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, согласно п. 20 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии УПФ РФ государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, поскольку, по мнению УПФ РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми, некоторые периоды ее трудовой стельности нельзя засчитывать в стаж, дающий право на льготную пенсию, а именно:

1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- (3 года 6 месяцев);

2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- (2 года 3 месяца 30 дней);

  1. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, с отрывом от производства (25 дней)

4. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ3- (1 год 7 месяцев 22 дня);

5. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ4- (1 год 7 месяцев 14 дней).

Отказ на выплату досрочной трудовой пенсии УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми мотивировало тем, что, занимаемые истцом выше должности в указанных учреждениях не значатся в списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г № 781. Кроме этого, по мнению УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми -ОРГАНИЗАЦИЯ3- как структурное подразделение <данные изъяты> в котором истец проработала в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -ДОЛЖНОСТЬ2-, не предусмотрен в постановлении правительства РФ от 29.10.2002 г № 781, как учреждение, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Соснина Л.М., предъявляя иск, просила:

  1. Признать решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.
  2. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации (25 дней);

  1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- (3 года 6 месяцев);
  2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- (2 года 3 месяца 30 дней);
  3. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ3- (1 год 7 месяцев 22 дня);
  4. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ4- (1 год 7 месяцев 14 дней).

3. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Свердловском районе г. Перми назначить ей досрочную
трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

        4. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми в ее пользу судебные издержки в общей сумме -СУММА3-, в которую входит оплата юридических услуг в сумме -СУММА1-, оплата госпошлины -СУММА2-.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Представитель УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми в судебном заседании исковые требования не признала.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат рассмотрению в соответствии со ст. 25, п.п.п. 1 ст. 27, п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (Список № 464), за периоды работы до 01.11.1999 года, списка должностей и Правила подсчета трудового стажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (Список и Правила № 1066), за периоды работы до 11.11.2002 года, списка должностей и Правила подсчета трудового стажа, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 (далее Список и Правила № 781), за периоды работы после 12.11.2002 года, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по статье 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. (далее Правила № 516).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указано в п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года, пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в УПФ обратилась истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за досрочным назначением трудовой пенсии. Решением комиссии УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ Сосниной Л.М. было отказано в праве на досрочное назначение трудовой пенсии ( л.д. 8-9).

Истцу не были включены периоды ее работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-» - 3 года 6 месяцев;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- - 2 года 3 месяца 30 дней;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации -25 дней;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ3-» - 1 год 7 месяцев 22 дня;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ4-» - 1 год 7 месяцев 14 дней.

Соснина просит включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 6 месяцев) в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- (2 года 3 месяца 30 дней).

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность "медицинская сестра" и наименование учреждения "детский сад".

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, детские сады не вошли в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, так как данные учреждения не отнесены к учреждениям здравоохранения (приказ Минздрава СССР от 29.08.1984 г. № 1003)

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были.

Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, периоды работы Сосниной Л.М. в -ДОЛЖНОСТЬ1- в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- после ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат (Определение ВС РФ от 29.01.2009 г. № 11-В08-24, Определение КС РФ от 20.11.2008 г. № 868-0-0).

Кроме того, согласно справки о фактической занятости, в связи с уменьшением объема производства работники -ОРГАНИЗАЦИЯ1-» согласно приказа генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ работали неполную рабочую неделю. Соснина Л.М. работала в режиме неполной рабочей недели (пятница не рабочий день) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Недоработка в ДД.ММ.ГГГГ- 34 дня, в ДД.ММ.ГГГГ - 12 дней.

Как указано в п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, зачитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

С учетом изложенного выше, суд считает, что требования Сосниной Л.М. о включении в специальный стаж указанных выше периодов работы, удовлетворению не подлежат, поскольку они не основаны на требованиях действующего законодательства.

Истец просит включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дней).

В силу п. 4, 5 Правил № 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частями 1,2 ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденных приказом Министерством общего и профессионального образования РФ от 18.06.1997 г. № 1221. установлено что, слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают удостоверение или свидетельство о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства по указанным выше требованиям, суд считает, что они удовлетворению не подлежат, поскольку трудовое законодательство РФ не относит курсы повышения квалификации к ежегодным или дополнительным отпускам, действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж обучение на курсах повышения квалификации в льготном исчислении.

Кроме того, суду не представлены доказательства прохождения истцом курсов повышения квалификации, а также, что работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд за спорный период.

Соснина Л.М. просит включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -ДОЛЖНОСТЬ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ3- удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом. Правительством Российской Федерации.

Период работы Сосниной Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оценивался комиссией Управления в соответствии со Списком и Правилами № 781 в соответствии с которыми, работа в Медицинском отделе не дает право на включение спорных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а п. 6 Правил № 781 центр государственного - эпидемиологического надзора как структурное подразделение организации не предусмотрен.

Кроме того, пунктами 1, 2 ст. 13 Закона о пенсиях установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о пенсиях в дополнение к документам, установленным в п. 1 Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Истец, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована в системе обязательного государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых, в том числе, указывают и периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы. При этом данные об уплачиваемых страховых взносах подаются на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно ст. 25 Закона о пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Работодателем (с ДД.ММ.ГГГГ) были предоставлены сведения индивидуального персонифицированного учета в УПФ РФ без указания кода льготы, в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, данные сведения УПФ были приняты, недостоверности представленных сведений не обнаружено, сведения о характере выполняемой истцом работы никем не оспорены. Сведения были признаны недостоверными и не подтверждающими осуществление Сосниной Л.М. лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на включение указанных выше периодов в специальный стаж.

При таких обстоятельствах, указанные выше требования удовлетворению не подлежат.

Оценивая в полном объеме собранные по делу доказательства, суд считает, что с учетом изложенного, не подлежат удовлетворению и требования истца о признании решения комиссии УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене.

Следовательно, не подлежат удовлетворению и требования о назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Не подлежат удовлетворению и требования Сосниной Л.М. о взыскании -СУММА1-, понесенных на юридические услуги и -СУММА2- по оплате государственной пошлины, поскольку они производны от исковых требований, в которых истцу судом было отказано.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать Сосниной Л.М. в удовлетворении исковых требований к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе города Перми об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии, включении в специальный стаж периодов трудовой деятельности и назначение досрочной трудовой пенсии.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми.

Судья                                                                        В.Л. Чебыкин