Дело № 2-1663/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20.05.2011 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе: судьи Федотова О.Ю. при секретаре Коробейниковой И.Л. с участием истца Ожгибесова Г.П., представителя истца Воронова Л.Г., представителя ответчика Жаворонковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ожгибесова Г.П. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми о возложении обязательства, признании решения незаконным в части, УСТАНОВИЛ: Ожгибесов Г.П., обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми № ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, поскольку, по мнению УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми, некоторые периоды его трудовой деятельности нельзя засчитывать в стаж, дающий право на льготную пенсию, а именно: 1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней) курсы повышения квалификации; 2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (22 дня) курсы повышения квалификации; 3. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 лет 6 мес. 27 дней) в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, -ОРГАНИЗАЦИЯ2-», -ОРГАНИЗАЦИЯ3- 4. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 дня) отпуск без сохранения заработной платы. Всего 12 лет 7 месяцев 29 дней. Истец с решением комиссии не согласен, просит отменить данное решение в части отказа включения указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Обязать ответчика включить в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды: 1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней) курсы повышения квалификации; 2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (22 дня) курсы повышения квалификации; 3. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 лет 6 мес. 27 дней) в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, -ОРГАНИЗАЦИЯ2-», -ОРГАНИЗАЦИЯ3- Обязать ответчика назначить и выплатить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал. Представитель истца Воронов Л.Г. иск поддержал. Представитель УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми в судебном заседании исковые требования не признала. Суд, заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как указано в п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Ожгибесов Г.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в Управление за досрочным назначением пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии УПФ РФ в Свердловском районе г. Перми № ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, с указанием, что некоторые периоды его трудовой деятельности нельзя засчитывать в стаж, дающий право на льготную пенсию, а именно: 1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней) курсы повышения квалификации; 2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (22 дня) курсы повышения квалификации; 3. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 лет 6 мес. 27 дней) в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, -ОРГАНИЗАЦИЯ2-», -ОРГАНИЗАЦИЯ3- 4. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 дня) отпуск без сохранения заработной платы. Всего 12 лет 7 месяцев 29 дней (л.д. 20). Основанием для принятии решения было, то, что -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и -ЦЕНТР- являлись структурными подразделениями -ОРГАНИЗАЦИЯ5-, с ДД.ММ.ГГГГ - -ОРГАНИЗАЦИЯ6-, юридическими лицами не являлись. Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости № №, № такие учреждения как «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» не предусмотрены. -ЦЕНТР- не поименован, как учреждение, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии, при этом право на назначение досрочно пенсии может быть реализовано при наличии у вышеназванного подразделения признаков юридического лица (л.д. 20 оборот). В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях Списки соответствующих работ производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Письмом Пенсионного Фонда РФ от 30.09.2002 N МЗ-25-27/8791 "О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения", возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц, осуществляющих педагогическую деятельность или лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан, необходимо иметь в виду следующее. Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не установил требования о необходимости приведения правового статуса учреждений, созданных до даты введения в действие главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 08.12.1994, в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, территориальные органы ПФР не могут предъявлять требование о регистрации или перерегистрации к учреждениям, созданным до 08.12.1994 и продолжающим действовать до настоящего времени. Все учреждения, созданные после 08.12.1994, должны иметь статус юридического лица, и к ним при оценке пенсионных прав застрахованных лиц должно предъявляться требование об их регистрации. Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях. Таким образом, если ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации, созданной до 08.12.1994 г. и имеющей признаки юридического лица, но не зарегистрировавшей статус юридического лица, территориальные органы Пенсионного фонда Российский Федерации могут весь период работы медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал. При этом в органы ПФР работодателем представляется корректирующая форма для учета индивидуальных сведений о застрахованном лице. Определение, какого рода профессиональная деятельность по смыслу закона может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения. Из уточняющей правки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16), которую как утверждает истец, он сдал ответчику вместе со всеми документами, в том числе со справкой № (л.д. 17-19) следует, что истец работал в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, переименованной в -ОРГАНИЗАЦИЯ5- (свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ); в последующем -ОРГАНИЗАЦИЯ5- был переименован в -ОРГАНИЗАЦИЯ4- (свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ); -ОРГАНИЗАЦИЯ4- был переименован в -ОРГАНИЗАЦИЯ3- (свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ). Из Справок № и № истец работал в этих учреждениях в -ДОЛЖНОСТЬ1-, -ДОЛЖНОСТЬ2-, -ДОЛЖНОСТЬ1-, осуществляя <данные изъяты> деятельность, полный рабочий день, полную рабочую неделю. Из представленных суду документов следует, что -ЦЕНТР- являлся структурным подразделением вышеуказанных учреждений здравоохранения. Постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа, в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с этим Постановлением в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Указанным Списком № предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. То есть указанный список не определял наименование учреждения, в котором должен работать врач. В соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитываются в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет предусмотрены -ЦЕНТР- в республике, крае, области, г. г. Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе, районе, городе, административном округе и районе; на транспорте (водном, воздушном и железнодорожном); федеральный. Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрены Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности). Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности… Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности… Совершенно очевидно, что истец работал в учреждении здравоохранения ведомственной принадлежности, наименование которого хотя и не соответствовало Спискам № и №, но являлось самостоятельным юридическим лицом без изменения своей специфики функционирования, как учреждения здравоохранения, и его статус не влиял на характер работы истца. Приказом МВД РФ № 354 от 15.04.2002 г. «О нормативном правовом регулировании деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы МВД РФ», утверждено согласованное с Министерством здравоохранения РФ Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе МВД РФ, в соответствии с которым государственная санитарно-эпидемиологическая служба Министерства внутренних дел Российской Федерации входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (пункт 2). К числу сотрудников этой службы относятся врачи-бактериологи (п. 8.2.4). Из ответа -ОРГАНИЗАЦИЯ6- от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что поскольку -ОРГАНИЗАЦИЯ6- не относится к учреждениям здравоохранения, поэтому индивидуальные сведения по льготному стажу Ожгибесова Г.П. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялись. Вины истца в том, что работодатель не представил необходимых и соответствующих сведений в Пенсионный фонд не имеется. При этом, по мнению суда, возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов работодатель не поставил ему код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный фонд. Представленные истцом уточняющие справки № и № устраняют возникший пробел. Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства по указанным выше требованиям, суд считает, что на период действия указанных Списков деятельность истца в занимаемых им должностях также должна была быть включена в специальный стаж, поскольку истце осуществлял, предусмотренными специальными нормативными актами профессиональную деятельность именно в учреждениях здравоохранения. В соответствии с частями 1,2 ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Суд считает, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку в это время он выполняя свои трудовые обязанности и в эти периоды производились необходимые отчисления за истца. Всего подлежит включению в специальный стаж 12 лет 6 месяцев 27 дней. При таких обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку при сложении зачетного истцу специального стажа 17 лет 4 месяца, 24 дня и 12 лет 6 месяцев 27 дней у истца имеется необходимый стаж для назначения пенсии. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отменить решение комиссии ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Ожгибесову Г.П. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, -ОРГАНИЗАЦИЯ2- -ОРГАНИЗАЦИЯ3-. Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми» включить Ожгибесову Г.П. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, -ОРГАНИЗАЦИЯ2-». -ОРГАНИЗАЦИЯ3-. Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г. Перми» назначить досрочно трудовую пенсию Ожгибесову Г.П. с ДД.ММ.ГГГГ Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми. Судья: О. Ю. Федотов