Дело №2 - 1262/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 февраля 2011 года Свердловский районный суд гор.Перми В составе: Председательствующего Борцовой Е.П. При секретаре Масляевой А.С. С участием истицы Тарасовой И.М. Представителя истицы Ларионовой М.А. Представителей ответчиков Жаворонковой Л.И., Елисеевой И.А. Рассмотрел в открытом судебном заседании в гор.Перми Гражданское дело по иску Тарасовой И.М. об установлении факта принятия на работу в -ДОЛЖНОСТЬ2-, работы в данной должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлении педагогического стажа работы в МОУ СОШ №, признании права на пенсию в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ УСТАНОВИЛ: Тарасова И.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к МОУ СОШ № об установлении факта принятия её на работу в -ДОЛЖНОСТЬ2-, работы в данной должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлении педагогического стажа работы в МОУ СОШ № в объеме <данные изъяты>; Впоследствии, истица требования дополнила, предъявив их также к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Перми и поставив вопрос о признании за ней права на пенсию в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании Тарасова И.М., её представитель заявленные требования поддержали. Пояснили, что при приеме истицы на работу в МОУ «СОШ №» по вине работодателя была неверно указана формулировка занимаемой ею должности, а именно - вместо -ДОЛЖНОСТЬ2- - указано -ДОЛЖНОСТЬ3-, что явилось причиной отказа в досрочном назначении ей пенсии по старости, так как в специальный стаж не засчитан период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объеме <данные изъяты>; просят установить юридический факт принятия её на работу в качестве -ДОЛЖНОСТЬ2-, работы в указанной должности работы в спорной период, в связи с чем - установление педагогического стажа в МОУ СОШ № в объеме <данные изъяты>, признании права на пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, возложении на УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе гор.Перми обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Представитель МОУ СОШ № с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что -ДОЛЖНОСТЬ2- в штатном расписании школы - отсутствует, истица не могла быть принята на неё, так как фактически руководит работой кукольного кружка, что полностью соответствует должностной инструкции -ДОЛЖНОСТЬ3-. Представитель УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе гор.Перми с иском также не согласилась, считает, что истицей неправомерно заявляются требования об установлении факта принятия на работу в качестве -ДОЛЖНОСТЬ2-, работы в именно в этой должности в период, который пенсионным органом не был включен в специальный стаж, требуемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, так как данные требования не основаны на законе, не подтверждаются представленными истицей доказательствами. Заслушав стороны, представителей, свидетелей, изучив документы дела, суд приходит к следующему. Истица обратилась в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ; решением Комиссии Управления по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что специальный стаж на дату обращения составлял <данные изъяты>, что менее требуемого педагогического стажа, установленного законом РФ для досрочного назначения пенсии. При этом, в специальный стаж не был включен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> - работы в -ДОЛЖНОСТЬ3-» (л.д.20-23); в удовлетворении заявления Тарасовой И.М. на имя директора школы об изменении формулировки её должности - было также отказано (л.д.24, 25). Согласно п/п 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в муниципальных и государственных учреждениях для детей. Списки соответствующих должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ. В спорный период работы, в специальный стаж подлежали включению периоды, в соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 до 01.11.1999г.; Списком должностей и Правилами подсчета трудового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г.; Списком должностей и Правилами подсчета трудового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по статье 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г. В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Следует указать, что -ДОЛЖНОСТЬ3- подлежит включению в специальный трудовой стаж в случае выполнения трудовых обязанностей в учреждении, входящем в систему дополнительного образования, в то время, как истица работала -ДОЛЖНОСТЬ3-», относящегося к системе общего образования. При этом, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для педагогических работников льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Доводы истицы сводятся к тому, что в ДД.ММ.ГГГГ. с -ДОЛЖНОСТЬ1- - она фактически была переведена на -ДОЛЖНОСТЬ2-, а произведенная в трудовой книжке запись о переводе на -ДОЛЖНОСТЬ3- не соответствует выполняемым ею функциям, является неверной формулировкой занимаемой ею должности. Однако, оснований к удовлетворению требований истицы об установлении факта ее принятия на работу на -ДОЛЖНОСТЬ2-, то есть должность, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в случае работы в общеобразовательном учреждении - по мнению суда, не имеется. Так, согласно имеющихся в деле документов (копии трудовой книжки, копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к) - истица была переведена на -ДОЛЖНОСТЬ3-» (л.д. 8 - 15, 43) ; именно как с -ДОЛЖНОСТЬ3-, и для организации работы кукольного кружка с ней был заключен трудовой договор (л.д.18-19); согласно штатным расписаниям МОУ «СОШ №» в штате учебного заведения предусмотрена -ДОЛЖНОСТЬ3-, должность же на которую претендует истица - штатами школы не предусмотрена. При этом, следует отметить, что в штатных расписаниях ДД.ММ.ГГГГ -ДОЛЖНОСТЬ3- уточнена, как -ДОЛЖНОСТЬ3- (л.д.46-64). Ссылку истицы и её представителя на то, что на момент принятия истицы в школу № на -ДОЛЖНОСТЬ3- её должность должна была соответствовать Списку профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которые дают право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463, действовавшего на момент её перевода - суд относится критически. При этом истицы ссылается на требования статьи 57 Трудового кодекса РФ, согласно которой в трудовом договоре, заключаемом с работником указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; Однако следует указать, что -ДОЛЖНОСТЬ2- не была предусмотрена Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, действовавшим на момент перевода истицы на -ДОЛЖНОСТЬ3-, то есть на момент возникновения спорных взаимоотношений. Действительно, такая должность как -ДОЛЖНОСТЬ2- - была включена в указанный выше Список, предусмотрена Общесоюзным классификатором, утвержденным Постановлением Госкомстата от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. - в соответствии с данным Списком (т.е. Списком №463 от 06.09.1991), а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, которыми, уже -ДОЛЖНОСТЬ2- - не предусмотрена. Также следует отметить, что обязанности -ДОЛЖНОСТЬ2- были уточнены письмом Минпроса СССР от 19.06.1967 N 52-М, согласно которого эта должность вводилась на правах -ДОЛЖНОСТЬ4-; Должностной характеристикой -ДОЛЖНОСТЬ2-, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978г. №24 предусмотрено, что в обязанности -ДОЛЖНОСТЬ2- входило планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, организация актива школы по отдельным видам работы, методическая помощь в организации внеклассной и внешкольной работы, вовлечение учащихся в секции и кружки, поддержание связи с руководителями этих кружков. То есть фактически, исходя из приведенных нормативных актов, -ДОЛЖНОСТЬ2- являлся -ДОЛЖНОСТЬ4-, и его функциональные обязанности соответствовали должностным обязанностям -ДОЛЖНОСТЬ4-), а не -ДОЛЖНОСТЬ3-. В материалах дела имеется должностная инструкция -ДОЛЖНОСТЬ3-, действующая в МОУ СОШ № (л.д.65-68), при этом, предусмотренные в ней должностные обязанности полностью соответствуют тем, которые фактически выполняла истица, <данные изъяты>. Данная ставка введена в школе № в ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «Об уточнении штатных расписаний образовательных учреждений г.Перми» взамен ставки -ДОЛЖНОСТЬ3-, в соответствии с Приказом Минобразования РФ N 463, Госкомвуза РФ N 1268 от 31.08.1995 "Об утверждении Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей". То есть, -ДОЛЖНОСТЬ3- была введена именно взамен ставки -ДОЛЖНОСТЬ3-, в качестве кого истица фактически и была принята на работу, работала в период до ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> При этом доводов и доказательств тому, что обязанности, выполняемые -ДОЛЖНОСТЬ3-) и обязанности, выполняемые -ДОЛЖНОСТЬ2- как на момент заключения с истицей трудового договора, так и в течении всего периода её работы -ДОЛЖНОСТЬ3- являлись идентичными - суду не приведено и не представлено, в связи с чем довод о том, что работодателем была просто неверно указана занимаемая истицей должность - следует признать не состоятельным. Таким образом, оснований к установлению факта принятия истицу на работу в МОУ СОШ № ДД.ММ.ГГГГ качестве -ДОЛЖНОСТЬ2- не имеется, так как действующим на момент трудоустройства Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - должность -ДОЛЖНОСТЬ3- не была предусмотрена, При этом выполняемые ею обязанности соответствовали именно обязанностям -ДОЛЖНОСТЬ3-) и не соответствовали обязанностям -ДОЛЖНОСТЬ2-. В связи с чем, оснований к удовлетворению требований о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, указанным истицей - не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Тарасовой И.М. к МОУ «Средняя образовательная школа №, Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Свердловском районе гор.Перми об установлении факта принятия на работу в качестве -ДОЛЖНОСТЬ2-, работы в указанной должности работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установление педагогического стажа в МОУ СОШ № в объеме <данные изъяты>, признании права на пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, возложении на УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе гор.Перми обязанности по назначению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд гор.Перми. Судья: -Е.П.Борцова.