О защите прав собственника путем возложения обязанностей



Дело № 2 - 5014/2011

Р Е Ш Е Н И Е

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь                                                                                                                01 июля 2011 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе

судьи Чебыкина В.Л.

с участием истца Шлыкова П.Л.

представителя ответчика Прокопенко К.И.

при секретаре Ануфриевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по иску Шлыкова П.Л. к ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю о защите прав собственника путем возложения обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю о признании права собственности и возложении обязанностей по совершению регистрационных действий в отношении принадлежащего истцу автомобиля -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер кузова , цвет <данные изъяты>, ПТС , выдан МРЭО ГИБДД респ. Марий-Эл ДД.ММ.ГГГГ

Свои требования истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в г. Санкт-Петербурге у ФИО1 за -СУММА- был приобретен автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер кузова , цвет <данные изъяты>, ПТС , выдан МРЭО ГИБДД респ. Марий-Эл ДД.ММ.ГГГГ

Согласно записей ПТС приобретенный истцом автомобиль ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета в МРЭО ГИБДД респ. Марий-Эл, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в МОТОР УВД Белгородской области.

После перегона автомобиля в г. Пермь истец самостоятельно произвел экспертизу номера кузова, по результатам которой было установлено, что последние три знака маркировки номера кузова подвергались изменению, а табличка с дублирующим VIN выполнена кустарным способом.

ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно обратился в ОУР ОМ УВД по г. Перми с заявлением о проведении по указанному факту проверки на предмет возбуждения уголовного дела, по результатам проведения которой ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела было отказано.

Переданный истцу при приобретении ПТС истцом был утерян.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 209, 304 ГК РФ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938, п. 51 Правил регистрации ТС, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , истец просит признать за ним право собственности на вышеуказанный автомобиль, а также обязать ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому краю поставить автомобиль на государственный регистрационный учет с выдачей новых регистрационных документов и
регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства с внесением в
указанные документы отметок в соответствии с заключением специалиста -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец на требованиях настаивал и просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ГУВД по Пермскому краю в судебном заседании требования истца не признал. Представил письменные возражения на исковое заявление со ссылками на положения нормативно-правовых актов пояснил, что в связи с тем, что автомобиль имеет измененные кустарным способом номера узлов и агрегатов, а также отсутствуют доказательства автомобиля требованиям безопасности дорожного движения, требования истца удовлетворению не подлежат.

Суд, заслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с записями в ПТС , а также предоставленных представителем ответчика распечаток сведений Федеральной информационно-аналитической системы ГИБДД, спорный автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выписка, номер кузова , цвет <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета в органах ГИБДД респ. Марий-Эл с выдачей ПТС , после чего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в органах ГИБДД Белгородской области за ФИО2 В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был продан ФИО2 жителю <адрес> ФИО1, которая, не зарегистрировав автомобиль на свое имя, ДД.ММ.ГГГГ продала его истцу. Сведений о нахождении указанного автомобиля в федеральном розыске, либо регистрации аналогичного автомобиля в иных субъектах РФ суду не предоставлено.

Заключением специалиста -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что последние три знака маркировки «» на правом лонжероне рамы предоставленного автомобиля -МАРКА-, без пластин государственного регистрационного знака, ДД.ММ.ГГГГ года выписка, <данные изъяты> цвета с эффектом «металлик», подвергались изменению путем перебивки. Табличка с дублирующим VIN выполнена кустарным способом (л.д. 9-10).

ДД.ММ.ГГГГ истец самостоятельно обратился в ОУР ОМ УВД по г. Перми с заявлением о проведении по указанному факту проверки на предмет возбуждения уголовного дела, по результатам проведения которой ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела было отказано (л.д.6 ).

Согласно предоставлено истцом диагностической карте транспортного средства автомобиль технически исправен, что подтверждено подписями и печатями уполномоченного контролера проверки технического состояния транспортных средств и государственного инспектора ГИБДД УВД по г. Перми, закрепленного за пунктом технического осмотра.

Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, истец приобрел право собственности на автомобиль в установленном законом порядке, в связи с чем требование истца о признании за ним права собственности на автомобиль подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов в ним (далее - Административный регламент).

Указанные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.

В силу п. 2 Правил Госавтоинспекция в соответствии с законодательствам Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

В соответствии с абз. 6 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Кроме того, согласно п. 3 Постановления правительства РФ от 12.08.1994г. № 983 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с п. 5 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 17.02.1994г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» (Действия сотрудников органов внутренних дел при осуществлении мероприятий по розыску транспортных средств):

- при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.1);.

- задержание транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.2);

- наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором. В случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершение регистрационных действий откладывается до окончания производства по делу в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.3.);

- в случае регистрации автомототранспортного средства с измененной (уничтоженной) маркировкой Госавтоинспекцией выдаются дубликаты регистрационных документов, в которых в разделе "особые отметки", а также в книге регистрации (автоматизированном банке данных) делаются соответствующие записи, экспертно - криминалистическим подразделением изготавливается фотография места маркировки размером 50 х 15 мм, которая вклеивается в карточку учета автомототранспорта (п.п. 5.4.).

Таким образом, вышеуказанными действующими ведомственными нормативными правовыми актами МВД России предусматривается возможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами, имеющими признаки скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, ограничение права собственника транспортного средства, имеющего скрытые, измененные или уничтоженные маркировки номерных узлов и агрегатов на допуск к участию в дорожном движении путем запрещения его эксплуатации может быть установлено только федеральным законом, а не иными нормативно-правовыми актами.

Кроме того, статьей 130 ГК РФ автомобили не отнесены к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на движимое имущество действующим законодательством РФ не предусмотрена, в связи с чем обязательная государственная регистрация автотранспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон), согласно ст. 1 которого настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 15 Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движения на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Статья 19 Закона (Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств) определяет следующее:

1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

3. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.

Предусмотренный ч. 1 указанной статьи Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, является Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - перечень).

Настоящий перечень устанавливает неисправности транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Список указанных в перечне неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. При этом скрытые, измененные или уничтоженные кустарным способом маркировки номерных узлов и агрегатов, а также поддельный ПТС в указанный Перечень не входят, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Кроме того, в соответствии с п. 51 вышеуказанных Правил регистрации, Не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.

В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Кроме того, согласно п. 15 Правил регистрации, внесение изменений в регистрационные данные похищенных и обнаруженных транспортных средств, возвращенных их собственникам или владельцам, с измененной маркировкой, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, производится на основании постановления органов внутренних дел (предварительного следствия и дознания), осуществляющих расследование уголовного дела. При этом, в силу п. 24 Правил, транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что государственная регистрация транспортных средств фактически является разрешительным актом на их техническую эксплуатацию в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Без государственной регистрации транспортного средства, на основании которой осуществляется допуск к участию в дорожном движении с целью его безопасности, его собственник не может реализовать одно из правомочий собственника в отношении своего автомобиля - правомочие пользования, которое заключается в праве собственника на извлечение полезных, потребительских свойств вещи, то есть в надлежащей эксплуатации автомобиля. При этом наличие измененных кустарным способом маркировок номеров узлов и агрегатов не является безусловным основанием для запрещения эксплуатации транспортных средств.

По мнению суда указанный запрет может быть наложен только по результатам расследования соответствующего уголовного дела в случае установления первичного собственника автомобиля и передачи ему автомобиля на ответственное хранение, либо по приговору или решению суда.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Ограничение или лишение права собственности может быть произведено только по решению суда.

Кроме того, в соответствие с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2011 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки ФИО3, отсутствие паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения. При условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений. Таким образом, положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не предполагает отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Ограничение права собственности истца на указанный автомобиль не должно иметь место, т.к. истец не может нести ответственность за действия лиц, которые привели к изменению кустарным способом маркировок автомобиля. Вина истца в изменении указанных маркировок не установлена, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, суд отклоняет доводы представителя ответчика о невозможности удовлетворения требований истца о постановке автомобиля на регистрационный учет автомобиля на территории Пермского края, как имеющего измененные кустарным способом номера узлов и агрегатов, а также первичный поддельный ПТС , не значащийся в каких-либо базах данных, в связи с тем, что указанные нарушения по регистрации автомобиля с поддельным первичным ПТС и выдаче на него ПТС являются нарушениями, допущенными сотрудниками органов внутренних дел (ГИБДД), а не постановка автомобиля на учет его прежним собственником ФИО1 в г. Санкт-Петербурге не является основанием для нарушения прав истца, как собственника автомобиля, в виде отказа в его постановке на учет.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие экспертизы маркировки двигателя автомобиля также судом отклоняется, т.к. приказом МВД России от 20.01.2011 г. № 28, которым были внесены изменения в приказ МВД России от 24.11.2008 г. «О порядке регистрации транспортных средств», двигатель транспортного средства исключен из перечня номерных узлов и агрегатов автомобиля, подлежащих внесению в регистрационные документы и ПТС.

При этом, исходя из буквального толкования положений п. 51 Правил регистрации, единственным условием для восстановления учета автомобиля, которое является формой его постановки на учет, является соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Таким образом, в силу ст. 56 ГПК РФ подтверждение соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения является обязанностью истца, как фактического собственника и владельца спорного автомобиля.

Следовательно, связи с тем, что соответствие спорного транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения подтверждено путем проверки технического состояния автомобиля с применением средств инструментального контроля с выдачей диагностической карты, удостоверенной государственным инспектором технического надзора ГИБДД УВД по г. Перми, а также то, что иных лиц, претендующих на спорный автомобиль в ходе дознания установлено не было, а сам автомобиль в базах розыска не значится, суд полагает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Шлыковым П.Л. право собственности на автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер кузова , цвет <данные изъяты>.

Обязать ГУВД по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермскому
краю поставить на государственный регистрационный учет принадлежащий Шлыкову П.Л. автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер кузова , цвет <данные изъяты>, с выдачей новых регистрационных документов и
регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства с внесением в
указанные документы отметок в соответствии с заключением специалиста -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми.

       Судья                                                      В.Л. Чебыкин