О признании решения незаконным, возложении обязанности



Дело № 2 - 1207/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь 20 января 2011 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе

Председательствующего судьи Коневских О.В.

При секретаре Нилоговой Е.М.,

с участием представителя истца Васенина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Андронова Д.Н. к ГИБДД ГУВД <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Андронов Д.Н. обратился с иском к ГИБДД ГУВД <адрес> о признании незаконным отказа в снятии автомобиля с регистрационного учета, возложении обязанности снять с учета автомобиль -МАРКА- . В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел автомобиль по договору купли-продажи у Салынцева В.В. и в этот же день поставил его на регистрационный учет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УГИБДД для снятия автомобиля с учета с целью продажи. При осмотре ПТС были обнаружены признаки подделки, документы изъяли, материал отправили на проверку. В ходе проверки было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ уже проводилась проверка, в ходе которой было установлено, что маркировка VIN изменена, установить первоначальную маркировку невозможно, в возбуждении уголовного дела было отказано. Долгополов А.А., владеющий на тот момент транспортным средством, был признан добросовестным приобретателем, Пермской таможней был выдан новый ПТС и автомобиль был поставлен на регистрационный учет. После этого автомобиль неоднократно продавался выполнением регистрационных действий. После предоставления постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и экспертизы в постановке на учет ему было незаконно отказано.

Истец в судебное заседание не явился, извещен, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, в письменном отзыве возражает против удовлетворения иска.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль -МАРКА- ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный , двигатель                 принадлежит на праве собственности Андронову Д.Н.

Согласно записям в ПТС , выданном ДД.ММ.ГГГГ, данный ПТС выдан Долгопову А.А. на основании решения суда .

Решением Свердловского суда г.Перми от 16.12.2003г. Долгополов А.А. был признан добросовестным приобретателем, на Пермскую таможню была возложена обязанность выдать ПТС.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела отказано за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Из указанного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОУР УМ УВД по <адрес> поступил материал проверки из МРЭО ГИБДД ГУВД по Пермском карюю по факту обнаружения автомобиля -МАРКА- госномер               с маркировкой кузова, имеющей признаки перебития. В ДД.ММ.ГГГГ по данному автомобилю уже проводилась проверка, в результате которой было установлено, что маркировка VIN изменена, первоначальную маркировку установить не удалось, в результате чего решением Свердовского районного суда г.Перми Долгополов А.А. признан добросовестным приобретателем, Пермской таможней выдан новый ПТС, автомобиль поставлен на учет. Проводить повторное исследование номерных агрегатов не представляется целесообразным.

В рамках проведенной в ДД.ММ.ГГГГ ходе расследования уголовного дела экспертизы (заключение ПЛСЭ от ДД.ММ.ГГГГ г. ; ) было установлено, что маркировка кузова автомобиля -МАРКА- подвергалась изменению и ране могла и меть вид . Панель, на которой находится маркировка кузова автомашины, замене не подвергалась. Первые семь знаков маркировки соответствуют заводским и следов изменения данных знаков на площадке не имеется. Верхняя часть двух последних знаков маркировки для исследования на двигателе, установленном на автомашине. Недоступна для исследования, так как площадка находится в малодоступном для работы месте.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).

Указанные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.

В силу п. 2 Правил Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

В соответствии с абз. 6 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Таким образом, требования истца о признании незаконными действий сотрудников ответчика об отказе в постановке ТС на учет удовлетворению не подлежат.

В части требований истца о возложении на ответчика обязанности по снятию ТС с учета суд полагает, что данное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 17.02.1994 г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» (действия сотрудников органов внутренних дел при осуществлении мероприятий по розыску транспортных средств):

- при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.1.);

- задержание транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.2.).

- наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором. В случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершение регистрационных действий откладывается до окончания производства по делу в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.3.);

- в случае регистрации автомототранспортного средства с измененной (уничтоженной) маркировкой Госавтоинспекцией выдаются дубликаты регистрационных документов, в которых в разделе «особые отметки», а также в книге регистрации (автоматизированном банке данных) делаются соответствующие записи, экспертно - криминалистическим подразделением изготавливается фотография места маркировки размером 50 х 15 мм, которая вклеивается в карточку учета автомототранспорта (п.п. 5.4.).

Таким образом, вышеуказанными действующими ведомственными нормативными правовыми актами МВД России предусматривается возможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами, имеющими признаки скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Кроме того, в соответствии ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, ограничение права собственника транспортного средства, имеющего скрытые, измененные или уничтоженные маркировки номерных узлов и агрегатов, а также поддельный ПТС, может быть установлено только федеральным законом, а не иными нормативно - правовыми актами.

Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Статья 19 Закона (Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств) определяет следующее:

1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

3. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.

Предусмотренный ч. 1 указанной статьи Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, является Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Перечень).

Настоящий Перечень устанавливает неисправности транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Список указанных в Перечне неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. При этом скрытые, измененные или уничтоженные кустарным способом маркировки номерных узлов и агрегатов, а также поддельный ПТС в указанный Перечень не входят, в связи, с чем не могут рассматриваться в качестве неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В соответствии с п. 51 вышеуказанных Правил регистрации, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, транспортные средства по письменному распоряжению начальника органа внутренних дел, осуществляющего соответствующую проверку, могут быть временно зарегистрированы на срок проведения проверок. При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение. В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что государственная регистрация транспортных средств фактически является разрешительным актом на их техническую эксплуатацию в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Без государственной регистрации транспортного средства, на основании которой осуществляется допуск к участию в дорожном движении с целью его безопасности, его собственник не может реализовать одно из правомочий собственника в отношении своего автомобиля - правомочие пользования, которое заключается в праве собственника на извлечение полезных, потребительских свойств вещи, то есть в надлежащей эксплуатации автомобиля. При этом наличие измененных кустарным способом маркировок номеров узлов и агрегатов не является безусловным основанием для запрещения эксплуатации транспортных средств. Данное обстоятельство не является основанием и для запрета к снятию автомобиля с регистрационного учета, который препятствует собственнику в распоряжении принадлежащим ему имуществом.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Ограничение или лишение права собственности может быть произведено только по решению суда.

Ограничение права собственности истца на указанный автомобиль не должно иметь место, т.к. истец не может нести ответственность за действия лиц, которые привели к изменению кустарным способом маркировок автомобиля.

Таким образом, суд полагает, что заявленное истцом требование о возложении обязанности по снятию ТС с учета подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать ГУВД по <адрес> в лице МРЭО ГИБДД снять с регистрационного учета автомобиль -МАРКА- ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный номер (VIN) WVWZZZ3BZYP848605, двигатель .

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья               О.В.Коневских