Дело № 2-4028/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Пермь 28 июля 2011 года Свердловский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Коневских О.В. при секретаре Нилоговой Е.М., с участием заявителя Максютиной Т.П., представителя заявителя Санниковой Г.Н., представителя третьего лица Ждановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максютиной Т.П. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений в формировании земельного участка и постановке его на кадастровый учет, у с т а н о в и л: Максютина Т.П. обратилась в суд, указав, что она является собственником квартиры по <адрес>. Она обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о формирование земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, в чем ей было отказано с указанием на то, что подготовку и утверждение проектов межевания территорий, на которых расположены многоквартирные дома, и постановку на кадастровый учет обеспечивает департамент планирования и развития территорий администрации г.Перми. Отказ в формирование земельного участка не соответствует закону. Согласно пунктам 3, 4 и 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» любой собственник многоквартирного жилого дома вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Органы местного самоуправления на основании заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляют формирование земельного участка своими силами. В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Понятие формирования земельного участка дано в п.4 ст.30 ЗК РФ - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка». Согласно ч. 1 ст. 38 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (п.7. ст.38 ФЗ-221). В том числе формирование земельного участка проводится и в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. «В случаях, когда необходима разработка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, такая схема может быть разработана на основе одного из разделов кадастрового плана территории - плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале». (Письмо Минэкономразвития РФ от 09.04.2009 № Д23-918). Строительство многоквартирных домов осуществлялось в границах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории г.Перми. Согласно п. 4 ст. 41 ГрК РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. Подготовка землеустроительной документации в таком случае должна осуществляться в порядке, установленном земельным законодательством. Образование новых и упорядочение существующих земельных участков должно осуществляться, в первую очередь, в соответствии с Федеральными законами «О землеустройстве» и «О кадастре недвижимости». Таким образом, наличие документации по планировке территории, предусмотренной гл. 5 Градостроительного кодекса 2004г., не является обязательным условием для формирования земельного участка. Действующим законодательством не предусмотрено, что при проведении межевания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте необходима разработка проекта межевания квартала. Сформировать земельный участок обязаны государственные или муниципальные органы, а поэтому отсутствие градостроительной документации и проекта межевания не может являться основанием для отказа. Следовательно, ответ ДЗО, что необходимо обратиться в ДПиР для разработки проекта межевания территорий, является неправомерным. Пунктом 7 Постановления Правительства РФ N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" установлены сроки для окончания формирования земельных участков под многоквартирными домами до 01.07.2008г.. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 14 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривается осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета до 1.01.2011г. за счет средств местных бюджетов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Администрацией г.Перми в установленный срок не была выполнена процедура формирования земельного участка. Согласно п.п. 1.1. 2.1.1, 2.1.2, 2.2 Положения об департаменте земельных отношений администрации, города Перми ДЗО является функциональным органом администрации г.Перми, основными целями которого являются осуществление полномочий администрации г. Перми по управлению и распоряжению земельными участками, обеспечение оформления прав на земельные (п.2.2), утверждение в установленном порядке схемы земельных участков и согласовывает границы земельных участков (п. 3.3.1) принимает решения о формировании земельных участков за исключением земельных участков под строительство, предоставляемых на основании торгов (конкурсов, аукционов) (п.3.3.3.). Согласно п. 1.1. Положению о департаменте планирования и развития территории города Перми, утвержденного решением городской Думы от 12.09.2006 N 212, департамент является функциональным структурным подразделением администрации города Перми и осуществляет функции органа местного самоуправления города Перми в области градостроительной деятельности. В силу положений ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в" компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Переадресации заявления о формирование земельного участка, поступившего в ДЗО, в ДПИР не было. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, являются противозаконным бездействием. Неправомерный отказ ДЗО нарушает гарантированное законом право собственников жилых помещений домов приобрести земельный участок в собственность, и гарантированную государством право на формирование земельного участка и постановки его на кадастровый учет органами власти. Кроме этого, нарушаются принципы земельного законодательства - единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ), и - платности использования земли (пп. 7 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ), т.к. до момента формирования данного участка собственники помещений многоквартирного дома не обладают правом общей долевой собственности на него, при фактическом пользовании данным участком земельный налог они не уплачивают. В судебном заседании заявитель и ее представитель заявление поддержали. Представитель заинтересованного лица - Департамента земельных отношений в судебное заседание не явилась, извещена, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в ранее направленном письменном отзыве возражает против удовлетворения заявления. Представитель третьего лица - Департамента планирования и развития территории г.Перми считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Судом установлено, что Максютина Т.П. является собственником квартиры по <адрес>. По сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» земельный участок по <адрес> внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ Границы земельного участка не установлены. ДД.ММ.ГГГГ Максютина Т.П. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка под жилым домом по <адрес>. Согласно части 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ проведение работ по формированию земельного участка включает подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам применяется подготовка градостроительных планов земельных участков, в составе которых указываются границы земельного участка и информация о разрешенном использовании земельного участка. Согласно ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ч.7 ст.36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии с п.п.3.1.1.1 п.п.3.1.1 п.3.1 Положения о департаменте планирования и развития территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 212, к функциям департамента при решении задачи по реализации Генерального плана города Перми, Правил землепользования и застройки города Перми, документации по планировке территории, осуществлению взаимодействия с физическими лицами и организациями при реализации на территории города Перми норм градостроительного и земельного законодательства относится обеспечение в установленном законодательством порядке подготовки и утверждения проектов планировки территорий в части установления красных линий, проектов межевания территорий, на которых расположены многоквартирные жилые дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент земельных отношений сообщил Максютиной Т.П., что по вопросу, касающемуся подготовки проекта межевания территории, на которой расположен многоквартирный дом по <адрес>, Департаментом земельных отношений направлен запрос в Департамент планирования и развития территории г.Перми. Из письма Департамента планирования и развития территории г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по <адрес> действует проект планировки межевания <адрес>», который утвержден постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время идет разработка нового проекта межевания на вышеуказанную территорию, разработчиком которого является -ОРГАНИЗАЦИЯ- Постановлением администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект планировки и проект межевания территории Свердловского района г.Перми № и №. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом планирования и развития территории г.Перми и -ОРГАНИЗАЦИЯ- заключен муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ по межеванию территории г.Перми под многоквартирными жилыми домами Лот № территория №, в том числе под домом по <адрес>. С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что доводы Максютиной Т.П. об отказе Департамента земельных отношений в формировании земельного участка несостоятельны, поскольку Департаментом земельных отношений заявление рассмотрено, дан ответ Максютиной Т.П., направлено письмо в Департамент планирования и развития, получен соответствующий ответ, Департаментом планирования и развития территории г.Перми в соответствии с его функциями, предусмотренными Положением о Департаменте планирования и развития территории г.Перми, проведены мероприятия, направленные, в том числе, на формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>. Доводы о том, что ДЗО должен был утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, не может быть принят во внимание, поскольку с соответствующим заявлением Максютина Т.П. не обращалась. Заявитель приводит также доводы о несогласии с утвержденным проектом межевания в части площади земельного участка под многоквартирным жилым домом, указывая, что по прежнему проекту площадь земельного участка была больше. В данном случае усматривается спор о праве, который не может быть рассмотрен в рамках обжалования действий ДЗО по отказу в формировании земельного участка в порядке главы 25 ГПК РФ. Заявитель не лишена возможности обратиться за разрешением спора в порядке искового производства. Довод заявителя о том, что ДЗО должен был рассмотреть ее заявление в течение 1 месяца, также не может быть принят во внимание, поскольку нарушение срока рассмотрения заявления о формировании земельного участка не свидетельствует об отказе в удовлетворении данного заявления. Заявитель ссылается на нарушение ст.8 Закона РФ «О порядке рассмотрения общений граждан», и на то, что ее заявление не было направлено в орган, полномочный рассматривать ее заявление, однако обращение Максютиной Т.П. было рассмотрено, ей был дан ответ, при этом ДЗО были произведены действия, входящие в круг полномочий ДЗО. Фактически отказа в формировании земельного участка не было, ДЗО были приняты меры для формирования земельного участка. Департамент земельных отношений и департамент планирования и развития территории г.Перми являются функциональными органами администрации г.Перми - органа местного самоуправления, на который законом возложена обязанность по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Из представленных суду документов усматривается взаимодействие ДЗО и ДПиР по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>, в связи с чем суд полагает, что в данном случае права Максютиной Т.П. отказом в формировании земельного участка не нарушены. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления Максютиной Т.П. отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья - О.В.Коневских