Об обжаловании действий гос.органа



Дело №2-4791/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

Председательствующего судьи Судневой В.Н.

При секретаре                                Поспеловой О.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галицкого Д.Г. на действия Судебного Департамента при Верховном Суде РФ,

У с т а н о в и л:

Галицкий Д.Г. обратился в суд указывая, что письменно обратился в Судебный Департамент с просьбой разъяснить принятую им Инструкцию по делопроизводству в районном суде, поскольку данной Инструкцией не предусмотрена выдача документов во исполнение различных Федеральных законов, в частности ФЗ «О Конституционном суде РФ».Ответ не содержал запрошенной информации. Кроме того, обращение было направлено в Свердловский районный суд г.Перми. Полученный ответ из Свердловского районного суда г.Перми содержал перечень судебных актов по одному из гражданских дел с участием заявителя.

Поскольку разъяснение Инструкции Галицким Д.Г. не получено, он просит признать незаконным отсутствие ответа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ по существу вопросов, поставленных им в обращении от ДД.ММ.ГГГГ

Заявитель в судебном заседании на требованиях настаивает. Пояснил, что положениями ст. 96 ФКЗ « О Конституционном суде РФ » предусмотрено, что к жалобе подлежит приложению копия официального документа, подтверждающего применение при разрешении дела по его иску положений ст. 209 ГК РФ. Он обращался с заявлением в Судебный департамент о разъяснении Инструкции, утвержденной им же, с целью установления подлежат ли выдаче документы о применении при разрешении гражданского дела по его иску статьи 209 ГК РФ. Ответ Судебного Департамента не содержал запрашиваемой информации, был направлен для разрешения в Свердловский райсуд г.Перми.

Представитель Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в суд не явился, извещался.

Суд, заслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст.33 Конституции РФ, ч.1 ст.2 ФЗ « О порядке рассмотрения обращения граждан » граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В силу ст.10 ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Галицкий Д.Г. обратился в Судебный департамент при Верховном Суде РФ с заявлением указывая, что Свердловским районным судом г.Перми ему отказано в выдаче официального документа в соответствии с положениями ст. 96 ФКЗ «О Конституционном суде РФ », подтверждающего применение в гражданском деле по его иску к ООО « Ксерокс (СНГ)» статьи 209 ГК РФ, поскольку Инструкцией по делопроизводству в районном суде» утвержденной Судебным департаментом при ВС РФ, выдача запрошенного документа не предусмотрена. Заявитель просил разъяснить, вправе ли суд отказать в законном праве на основании Инструкции ; по какой причине в Инструкции не предусмотрена выдача документов по закону «О Конституционном суде РФ» (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ Судебным департаментом при ВС РФ обращение Галицкого Д.Г. направлено для рассмотрения в Свердловский районный суд г.Перми. При этом указано, что поставленный им вопрос не относится к компетенции Судебного департамента (л.д.8).

Суд не находит оснований для удовлетворения требований Галицкого Д.Г. по следующим основаниям.

Полномочия Судебного департамента при ВС РФ установлены ФЗ РФ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

В соответствии со ст.6 указанного ФЗ Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

В соответствии с положениями ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное (кадровое, финансовое, материально-техническое) обеспечение деятельности судов.

Порядок рассмотрения обращений граждан в Судебный департамент установлен Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ №102 от21.05.2010г.

Согласно пункту 3.7 указанной Инструкции информация не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация не относится к деятельности Судебного департамента; в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Пунктом 3.3 указанной инструкции предусмотрено, что в случае, если запрос не относится к сфере деятельности Судебного департамента, такой запрос направляется в течение 7 дней со дня его регистрации в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае если Судебный департамент не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе и (или) органе местного самоуправления, об этом также сообщается направившему запрос пользователю информацией в течение 7 дней со дня регистрации запроса.

Как следует из запроса Галицкого Д.Г. в Судебный Департамент при Верховном Суде РФ, он фактически просил разъяснить положения Инструкции по делопроизводству в районном суде.

Поскольку в компетенцию Судебного департамента, установленную ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ», не входит разъяснение применения или правовая оценка нормативных актов, выработка правовой позиции по запросу, обращение Галицкого Д.Г. правомерно было направлено в соответствии с п. 3.3 Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ для разрешения в Свердловский районный суд г.Перми.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Суд не находит оснований для признания отсутствия ответа из Судебного Департамента при Верховном Суде РФ незаконным, поскольку возможность защиты права в порядке главы 25 ГПК РФ напрямую зависит от того, нарушено ли права и законные интересы заявителя. Доказательств того, что ответом Судебного департамента при Верховном Суде РФ и направлением обращения Галицкого Д.Г. в Свердловский райсуд г.Перми нарушены его права не представлено. Необходимо учесть, что судебные акты, которые и являются официальными документами, подтверждающими применение при разрешении дел конкретного закона, в адрес заявителя Свердловским райсудом г.Перми направлены.

Учитывая изложенные обстоятельства, в удовлетворении заявления Галицкому Д.Г. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Галицкому Д.Г. отказать.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми.

Судья         В.Н. Суднева