Дело № 2-4108\2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19.09.2011 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе: судьи Федотова О.Ю. при секретаре Коробейниковой И.Л. с участием представителя Березниковского межрайонного природоохранного прокурора - Кондалова И.А., представителя ответчика Матвеевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО «Феррум» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, указывая, что в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Березниковский межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства закрытого акционерного общества «Феррум». В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ЗАО «Феррум» является обработка отходов и лома черных металлов. Согласно лицензии №, выданной Министерством развития торговли и предпринимательства Пермского края, за № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Феррум» имеет право на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложения № к данной лицензии с ДД.ММ.ГГГГ лицензируемый вид деятельности осуществляется по <адрес> Территорию перевалочной базы, расположенную по <адрес> края, ЗАО «Феррум» использует на основании договора услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Федеральное бюджетное учреждение «Объединение исправительных колоний №» ГУФСИН России по Пермскому краю, которым последнее владеет на праве постоянного бессрочного пользования. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время для осуществления производственной деятельности на территории перевалочной базы по <адрес> для осуществления производственной деятельности ЗАО «Феррум» ведет прием, обработку и отгрузку железнодорожным транспортом отходов и лома черного металла. Поступающие отходы и лом черных металлов временно складируются на территории ЗАО «Феррум» по вышеуказанному адресу. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Феррум» по <адрес>, осуществляло временное хранение отходов и лома черных металлов на открытой площадке. Поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров. Поверхность площадки складирования отходов не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка по периметру площадки складирования отходов и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями, что не соответствует требованиям п.п.3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ст.ст.21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Также ЗАО «Феррум» не организован производственный контроль на рабочих местах, производственных площадках (территория), на границе санитарно-защитной зоны, включая лабораторный, а также за сбором, транспортировкой, хранением и переработкой отходов производства и потребления, что не соответствует правилам. Факт данных нарушений ЗАО «Феррум» был выявлен ДД.ММ.ГГГГ проверки с выездом по <адрес>, и подтверждается договором оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к договору №, протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования, фототаблицей и другими документами. Так, из протокола (акта) санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования обособленного подразделения ЗАО «Феррум» по <адрес>, установлено: отходы черного лома хранятся на открытой площадке; поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки складирования отходов не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка по периметру площадки складирования отходов и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями. Санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по обращению с опасными отходами не представлено. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предоставлен. Не организован производственный контроль на рабочих местах, производственных площадках (территория), на границе санитарно-защитной зоны, включая лабораторный, а также за сбором, транспортировкой, хранением и переработкой отходов производства и потребления. Поскольку ЗАО «Феррум» не выполняются обязанности о приведении площадки временного хранения отходов черных металлов в соответствии с требованиями федерального законодательства, СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», не выполняются требования Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» об организации производственного контроля, такая обязанность подлежит возложению на ответчика в судебном порядке. Просит возложить на ответчика - ЗАО «Феррум», обязанность привести деятельность по приему, обработке, хранению отходов и лома черного металла, осуществляемую по <адрес>, в соответствие с пунктами 3.4., 3.7. СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно обустроить открытую площадку для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности - хранящихся насыпью отходов и лома черного металла от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки обустроить обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автоматическими очистными сооружениями, поверхность площадки временного хранения отходов обустроить искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием. Возложить на ответчика - ЗАО «Феррум», обязанность по организации производственного контроля на рабочих местах, производственных площадках (территориях), на границе санитарно-защитной зоны, включая лабораторный, а также производственный контроль за сбором, транспортировкой, хранением и переработкой отходов производства и потребления в соответствии с пунктами 1.5., 4.1., 4.5. Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Установить ответчику - ЗАО «Феррум», срок исполнения указанных обязательств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивает. Представитель ответчика с иском не согласилась. Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, пришел к следующему. В статье 1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» даны следующие понятия: - отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; - обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; - размещение отходов - хранение и захоронение отходов; - объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); - лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; - сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; - накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. В соответствии с вышеуказанными в законе признаками, отходы производства и потребления и отходы цветных и (или) черных металлов не являются тождественными понятиями. Данным законом предусмотрено понятие «вид отходов, которое означает принадлежность данных отходов по общим для них признаков определенной группе в соответствии с системой классификации отходов: по критериям опасности для окружающей среды; по степени воздействия токсичных отходов на человека и окружающую среду; по комплексному критерию общности классификационных признаков (по происхождению, агрегатной и физической формы опасным свойствам и их комбинациям, по степени опасности для окружающей природной среды). Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые осуществляются в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Суд из пояснений сторон и материалов дела установил, что в период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Березниковский межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства закрытого акционерного общества «Феррум». В ходе проверки установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица №, ЗАО «Феррум» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером № (л.д. 12). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности ЗАО «Феррум» является обработка отходов и лома черных металлов (л.д. 7-11). Согласно лицензии №, выданной Министерством развития торговли и предпринимательства Пермского края, за № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Феррум» имеет право на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, срок действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23). Согласно приложения № к данной лицензии с ДД.ММ.ГГГГ лицензируемый вид деятельности осуществляется по <адрес>, на территории перевалочной базы (л.д. 24). Территорию перевалочной базы, расположенную по <адрес>, ЗАО «Феррум» использует на основании договора услуг № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Федеральное бюджетное учреждение «Объединение исправительных колоний №» ГУФСИН России по Пермскому краю, которым последнее владеет на праве постоянного бессрочного пользования (л.д. 17). В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время для осуществления производственной деятельности на территории перевалочной базы по <адрес> для осуществления производственной деятельности ЗАО «Феррум» ведет прием, обработку и отгрузку железнодорожным транспортом отходов и лома черного металла, что соответствует заявленному в Уставе общества видам деятельности (обращение в видедеятельности по сбору (заготовке), накоплению (временному хранению). Поступающие отходы и лом черных металлов временно складируются на территории ЗАО «Феррум» по вышеуказанному адресу. Иных действий по обращению с отходами лома, в том числе по размещению ответчик не осуществляет.Не осуществляет ЗАО «Феррум» каких-либо действий с иными отходами производства и потребления. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Феррум» по <адрес>, осуществляло временное хранение отходов и лома черных металлов на открытой площадке. Действительно поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки складирования отходов не имеет искусственного водонепроницаемого покрытия, отсутствует обваловка по периметру площадки складирования отходов и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями. Однако статьей 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369. Из содержания этих Правил не следует, что для обращения с этими отходами, лицам, занимающимся этим видом деятельности в частности ответчику необходимо проводить мероприятия, о которых просит истец. Статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», предусмотрены какие требования в целом предъявляются к обращению с опасными отходами. Так в соответствии с ч. 2 и ч. 3 указанной нормы закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. В соответствии с п. 1 Приказа Министерства природных ресурсов от 15.06.2001 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды», критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее - Критерии) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее - производители отходов). К таким лицам в процессе деятельности, которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (производители отходов) ЗАО «Феррум» не относится. В то же время в обосновании законности своей деятельности в ходе судебного разбирательства ответчиком представлен отчет об определении класса опасности лома и отходов черных металлов, выполненный в соответствии с требованиями п. 2, 3 и 4 вышеуказанного Приказа. Из представленного отчета следует, что лом и отходы черных металлов, находящихся в распоряжении ответчика относятся к 5 классу опасности (практически неопасные) для окружающей среды (по критериям, установленным данным Приказом - указаны в таблице 1). Таким образом, доводы Березниковского межрайонного природоохранного прокурора о нарушении ответчиком природоохранного законодательства не нашли своего подтверждения, поэтому иск удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО «Феррум» о возложении обязанности, отказать. Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми. Судья: О.Ю. Федотов